°С
$ - 81.01 руб.
€ - 93.93 руб.

Что понимается под порнографическими материалами и какая ответственность предусмотрена за изготовление и распространение

Что понимается под порнографическими материалами и какая ответственность предусмотрена за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов?

Российское уголовное законодательство не содержит определения «порнографические материалы».

Исходя из правоприменительной практики, в частности, из смысла и содержания статей 242, 242.1, 242.2 УК РФ, статьи 6.20 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов, можно обозначить признаки, которыми обладают материалы порнографического содержания.

Согласно пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация порнографического характера – это информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.

Натуралистичность достигается фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах.

В пункте 15 статьи 3 Модельного закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принятого в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 Постановлением № 33-15 пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, под информацией порнографического характера понимается: не имеющее научного, медицинского или учебного предназначения описание или фото-, видеоизображение или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами) реально совершаемого человеком или имитируемого им полового сношения или иных действий сексуального характера, в том числе совершаемых в отношении животного, а также натуралистическое описание или изображение половых органов человека в сексуальных целях или иных интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей.

Так, в пункте «с» статьи 2 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25.05.2000, в частности, под детской порнографией предлагается понимать любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях.

Согласно примечанию 1 к статье 242.1 УК РФ под материалами и предметами с порнографическими изображениями несовершеннолетних в указанной статье и статье 242.2 УК РФ понимаются материалы и предметы, содержащие любое изображение или описание в сексуальных целях:

- полностью или частично обнаженных половых органов несовершеннолетнего;

- несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера;

- полового сношения или иных действий сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетнего или с его участием;

- совершеннолетнего лица, изображающего несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера.

Уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо в виде принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок (часть 1 статьи 242 УК РФ).

Распространение порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового (часть 2 статьи 242 УК РФ).

Если указанные выше деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с использованием средств массовой информации (в т.ч. информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) или с извлечением дохода в крупном размере, то ответственность за их совершение наступает в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового.

Смотрите также
07:08 31.08.25
Внесудебное банкротство для граждан, принимавших участие в специальной военной операции
Федеральным законом от 23.05.2025 № 111-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которыми установлены особенности применения процедуры банкротства для граждан, принимавших участие в специальной военной операции. Соответствующие изменения внесены в статьи 213.25 и 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие условия, при соответствии которым применяется внесудебная процедура банкротства граждан. Для применения процедуры внесудебного банкротства необходимо будет подтвердить статус участника специальной военной операции. Справка, подтверждающая факт участия гражданина в специальной военной операции, выдается в порядке, установленном в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, по форме, установленной Правительством Российской Федерации. Федеральный закон вступил в силу с 23.05.2025.  
07:07 30.08.25
Единая форма отчетности управляющих компаний перед жильцами МКД
Федеральным законом от 07.06.2025 № 125-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Вышеуказанным Федеральным законом закрепляется требование к управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год. Также указанный отчет необходимо будет размещать в ГИС ЖКХ. Требование о размещении отчетов в ГИС ЖКХ нужно исполнять начиная с первого квартала 2026 года. Перечень сведений, обязательных для отражения в годовом отчете о деятельности указанных организаций (в том числе об их финансово-хозяйственной деятельности) за предыдущий год, а также форму данного отчета установит Минстрой России. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
07:06 29.08.25
Уточнены правила взаимодействия коллекторов с физическими лицами при взыскании задолженности
Федеральным законом от 07.06.2025 № 137-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом установлена обязанность указывать в тексте электронного сообщения фамилию, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора (представителя кредитора), а также номер контактного телефона. Уточнены положения о порядке уведомления кредитора об отказе должника от исполнения заключенного соглашения и прекращения взаимодействия. Срок хранения текстовых, голосовых и иных сообщений, а также аудиозаписей всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками сокращен до полутора лет. Федеральный закон дополнен статьями 19.2 и 19.3, закрепляющими особенности рассмотрения заявления о нарушении правил совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи. Введена обязанность оператора связи по запросу уполномоченного органа представлять информацию о подтверждении или об опровержении факта, даты и времени поступления вызова и (или) сообщения. Федеральный закон вступит в силу с 01.09.2025, за исключением отдельных положений.
07:06 28.08.25
С марта 2027 года изменится порядок проведения внеочередного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств
Федеральным законом от 07.07.2025 № 200-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.10.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В статье 23 вышеуказанного Федерального закона скорректированы основания для направления водителя на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. Уточнено, что обязательное медицинское освидетельствование, внеочередное обязательное медицинское освидетельствование проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). По результатам обязательного медицинского освидетельствования или внеочередного обязательного медицинского освидетельствования медицинской организацией (за исключением медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба) формируется медицинское заключение в форме электронного документа. Медицинское заключение размещается в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинских освидетельствований, который ведется в единой государственной информационной системе здравоохранения. Водитель транспортного средства, получивший уведомление о необходимости прохождения обязательного медицинского освидетельствования, должен будет его пройти в течение трех месяцев. Неисполнение водителем транспортного средства требования о прохождении внеочередного обязательного медицинского освидетельствования послужит основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами. Право на управление транспортными средствами, действие которого прекращено, может быть восстановлено при наличии медицинского заключения, подтверждающего отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, с учетом медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Федеральный закон вступит в силу с 01.03.2027.
07:05 27.08.25
Уточнено понятие лесной дороги, порядок ее создания, содержания и эксплуатации
Федеральным законом от 07.07.2025 № 205-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен главой 1.2. «ЛЕСНЫЕ ДОРОГИ». Установлено, что лесные дороги – это объекты лесной инфраструктуры, представляющие собой создаваемые для обеспечения транспортной доступности лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых расположены леса, дороги необщего пользования, предназначенные для движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесоустройству и (или) использования лесов. Лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах, на особо защитных участках лесов, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации. Лесные дороги по назначению могут подразделяться на лесохозяйственные дороги и лесотранспортные дороги. Лесохозяйственные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов и лесоустройству. Лесотранспортные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств (включая самоходные машины, другие виды техники, предназначенные для рубки лесных насаждений и для транспортировки древесины из леса) к предоставленным в целях заготовки древесины лесным участкам и проезда по таким участкам, в том числе в целях доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки при осуществлении деятельности по заготовке древесины. При создании лесных дорог допускается проведение рубок лесных насаждений любого возраста, в том числе в защитных лесах. Правила планирования сети лесных дорог, правила создания и содержания лесных дорог, основные элементы и параметры лесных дорог, перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и требования к проведению таких мероприятий устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральный закон вступит в силу с 01.09.2026.
07:04 26.08.25
Пособие по безработице самозанятым не положено
Гражданин, не имея работы и дохода, встал на учет в центр занятости, получил статус безработного и пособие. Но впоследствии выяснилось, что он зарегистрирован в качестве самозанятого. Центр занятости прекратил выплату пособия по безработице, поскольку в законе сказано, что такие граждане (даже не получающие дохода) не могут быть признаны безработными. Гражданин обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой признать указанное положение закона противоречащим Конституции РФ. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд РФ пояснил: Самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая гражданином, влечет для него определенные юридические последствия. Гражданин, осознанно став самозанятым, принимает на себя бремя заботы о собственном благополучии, а также несет риск неэффективности своей экономической деятельности. Законодатель вправе не предоставлять таким гражданам гарантии социальной защиты от безработицы.
07:04 25.08.25
Установлены случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации
Постановление Правительства РФ от 12.04.2025 № 486 «Об установлении случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации». Подготовка рабочей документации не требуется, если: в соответствии с законодательством РФ для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство; в соответствии с законодательством РФ не требуется проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.