-15 °С ясно
$ - 61.77 руб.
€ - 64.99 руб.

Какие преступления в сфере компьютерной информации закреплены в уголовном законодательстве?

Дистанционные технологии и сеть Internet в настоящий момент являются одним из важнейших инструментов, обеспечивающим функционирование различных областей общественной жизни.

68_d_850.jpg Уголовный кодекс РФ в качестве преступлений в сфере компьютерной информации включает в себя:

- Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);

- Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ);

- Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ);

- Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации (ст. 274.1 УК РФ);

Общественная опасность преступлений сфере компьютерной информации состоит в нарушении нормальной автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьезное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия.

Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации наступает с 16 лет.


Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко

 

Смотрите также
14:03 13.11.22
О мошенничестве при получении налогового вычета на имущество
Согласно ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) физические лица имеют право на получение налогового вычета при приобретении имущества. Порядок предоставления имущественных налоговых вычетов установлен ст. 220 и 221.1 НК РФ. Вычет на приобретение имущества состоит из трех частей и предоставляется по расходам: 1. На новое строительство или приобретение на территории Российской Федерации объекта жилой недвижимости (долей в них), земельных участков под них; 2. На погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей, фактически израсходованным на новое строительство или приобретение на территории Российской Федерации жилья (доли (долей) в нем), земельного участка под него; 3. На погашение процентов по кредитам, полученным в российских банках, для рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов) на строительство или приобретение на территории Российской Федерации жилья (доли (долей) в нем), земельного участка под него. Имущественный налоговый вычет предоставляется: - в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей; - в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей; - в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг и имущества, полученного в результате выкупа цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 тысяч рублей. Нередко получение налогового вычета на имущество подвергается мошенническим действиям с целью извлечения прибыли. Так, например, по приговору Волгоградского гарнизонного военного суда от 16 октября 2018 г. К. осужден по части 1 статьи 159 УК РФ к штрафу в размере 50 000 руб. Апелляционным постановлением Северо-Кавказского окружного военного суда от 24 декабря 2018 г. приговор в отношении К. оставлен без изменения. Установлено, что К. признан виновным в совершении мошенничества, то есть в хищении путем обмана чужого имущества  денежных средств из федерального бюджета (в виде имущественного налогового вычета) в размере 94 241 руб. Как указано в приговоре, 10 сентября 2015 г. К., являясь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, на основании договора купли-продажи приобрел в собственность за 2 990 000 руб. квартиру. В период с 10 сентября 2015 г. по 16 февраля 2016 г. у К. возник умысел, направленный на хищение бюджетных денежных средств в виде имущественного налогового вычета путем представления в налоговый орган заведомо ложных и недостоверных сведений о приобретении жилого помещения за счет собственных средств. В целях реализации данного умысла К. обратился к индивидуальному предпринимателю, оказывавшему помощь в составлении налоговых деклараций, который в феврале 2016 года и апреле 2017 года подготовил и предъявил в ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области от имени К. налоговые декларации на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 и 2016 годы о предоставлении ему имущественного налогового вычета, содержавшие недостоверные сведения о том, что К. фактически затратил на приобретение квартиры 2 000 000 руб. Должностные лица ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, введенные в заблуждение относительно фактически произведенных К. расходов на приобретение жилого помещения, приняли решение о предоставлении ему имущественного налогового вычета на общую сумму 94 241 руб. (41 263 руб. за 2015 год, 52 978 руб. за 2016 год), которая поступила на банковский счет на имя К. в порядке возврата уплаченного им налога на доходы физических лиц. Полученными денежными средствами К. распорядился по собственному усмотрению. Таким образом, Верховный суд в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022) установил, что деяние может квалифицироваться как мошенничество при получении имущественного налогового вычета только при установлении умысла лица на хищение бюджетных денежных средств в виде указанного вычета путем представления налогоплательщиком в налоговый орган заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. В соответствии с ч.1 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации за мошенничество предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко
13:58 12.11.22
Каков порядок отстранения работника от работы?
Согласно ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) отстранение от работы предоставляет недопуск работника к осуществлению его трудовой функции. Указанная мера применяется в целях предотвращения негативных последствий для жизни и здоровья населения, имущества физических и юридических лиц, а также установленного в государстве порядка управления в случаях, когда поведение или состояние здоровья участников трудовых отношений отклоняются от нормы. Основаниями для отстранения работника от работы являются: - появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; - не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; - не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; - при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; - не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях; - в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; - по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; - в других случаях. Отстранение от работы производится на весь период до устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения либо на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда (ст. 331.1, ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ). Во время отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется и не выплачивается, кроме случаев, указанных в законодательстве. Например, если отстранение произошло по вине работодателя, период отстранения должен оплачиваться как простой (ст. 157 ТК РФ). При отстранении от работы в порядке ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ работнику назначается ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Не является отстранением от работы по состоянию здоровья беременной женщины. В этом случае происходит освобождение от работы с сохранением за женщиной среднего заработка. Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко
12:27 10.11.22
О некоторых вопросах судебной практики по квалификации действий по контрабанде наркотиков
Статья 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, т.е. за их контрабанду. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. В 2021 году в Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба о признании неконституционными положения норм статьи 228 и 2291 УК РФ. Заявителем предполагалось, что названные статьи уголовного закона не соответствуют части 1 статьи 19, части 2 статьи 54 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют привлекать к уголовной ответственности за незаконные действия с веществом, находящимся в жидком состоянии, не устанавливая его чистый вес, а также допускают возможность признания психотропным веществом его производное, которое не определено уголовным законом как предмет преступления и не включено в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Судом было установлено, что гражданин был осужден за незаконное хранение без цели сбыта и контрабанду психотропного вещества в особо крупном размере. При рассмотрении дела подсудимый сопоставляя заключение специалиста и заключения экспертов о результатах исследования содержимого изъятой у него канистры, отмечал, что в первом случае исследовалось основание амфетамина, а во втором случае соль амфетамина, которые отличаются по своим физическим свойствам как жидкость и порошок. Он подчеркивал, что в заключениях не описан и способ определения размера исследуемого вещества, в связи с чем он высказал предположение, что специалисту и экспертам были направлены разные вещества (Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 2019 по делу №71-АПУ 19-3). Конституционный Суд, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2021 года высшая инстанция установила, что Российская Федерация, ратифицировав Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 года), Конвенцию о психотропных веществах 1971 года и Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, тем самым взяла на себя обязательство принимать в пределах своей территории специальные меры контроля за оборотом этих средств и веществ. При этом согласно Конвенции о психотропных веществах 1971 года к препарату – под которым понимается в том числе любой раствор или смесь в любом физическом состоянии, содержащие одно или несколько психотропных веществ (подпункт «f» статьи 1), – применяются те же меры контроля, что и к содержащемуся в нем психотропному веществу; если препарат содержит не одно, а несколько таких веществ, он подпадает под действие мер, применяемых к тому из веществ, которое подлежит наиболее строгим мерам контроля (пункт 1 статьи 3). В соответствии со своими международными обязательствами и на основании статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель установил в Уголовном кодексе Российской Федерации уголовную ответственность. При этом в Федеральном законе от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», принятом в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, устанавливается, что в зависимости от применяемых государством мер контроля наркотические средства и психотропные вещества вносятся в соответствующие списки а их перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 2 статьи 2). Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» в список I включены наркотические средства и 5 психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с ее законодательством и международными договорами, в том числе амфетамин и его производные, а равно все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года № 1178 «О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» конкретизировано, что производные наркотических средств и психотропных веществ являются веществами синтетического или естественного происхождения, которые не включены самостоятельными позициями в государственный реестр лекарственных средств или в указанный перечень, химическая структура которых образована заменой (формальным замещением) одного или нескольких атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на иные одновалентные и (или) двухвалентные атомы или заместители (за исключением гидроксильной и карбоксильной групп), суммарное количество атомов углерода в которых не должно превышать количество атомов углерода в исходной химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества. Соответственно, в нормативно определенных случаях запрет незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ распространяется и на действия в отношении их производных. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, приравнивание смеси, в состав которой входит одно или несколько наркотических средств и психотропных веществ, включенных в данный список, к наркотическим средствам и психотропным веществам, подлежащим контролю в Российской Федерации, – независимо от содержащегося в смеси количества чистого вещества – основано на полном запрете оборота в Российской Федерации этих средств и веществ, как представляющих наибольшую опасность для здоровья и благополучия человека, и направлено на защиту прав и законных интересов других лиц, обеспечение общественной безопасности и здоровья населения. Таким образом, Конституционный су подчеркнул, что данное законоположение не содержит неопределенности, исключающей правильное и единообразное применение закона, не нарушает право на судебную защиту. Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко
11:28 30.10.22
О защите права детей-сирот на жилое помещение
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Неисполнение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем предусматривает привлечение должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации к ответственности. Так, должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 293 Уголовного кодекса (далее – УК РФ). Халатность – это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Например, в 2021 году отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета по Саратовской области по факту халатности должностных лиц сотрудников министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, Комитета по реализации инвестиционных проектов в строительстве Саратовской области и ГКУ СО «Управление капитального строительства», возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ. По данным следствия, должностные лица Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, Комитета по реализации инвестиционных проектов в строительстве Саратовской области и ГКУ СО «Управление капитального строительства», в период с 2012 года по 31 декабря 2020 года, своевременно не организовали проведение в полном объеме на территории города Саратова и Саратовской области предусмотренных законодательством мероприятий по формированию специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области и заключению договоров найма жилых помещений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами указанных органов своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, по состоянию на 1 января 2021 года общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жильем, составило 5 025 человек, из них право 2 573 лиц на получение благоустроенных жилых помещений подтверждено вступившими в законную силу решениями суда. Уголовная санкция по ч. 1 ст. 293 УК РФ выражается в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев. Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко
11:33 29.10.22
О методах противодействия коррупции в школах
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Особое внимание в настоящий момент уделено антикоррупционной политике в школах. Антикоррупционная политика школы представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности школы. Приверженность школы закону и высоким этическим стандартам в деловых отношениях способствует укреплению репутации школы среди других организаций и партнёров, в том числе социальных. Реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает риски применения в отношении работников школы мер ответственности за подкуп должностных лиц. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации. Согласно ст. 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе. Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается. В установления сотрудниками правоохранительных органов факта незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки). Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко
11:36 28.10.22
О правовом статусе усыновленных детей
Согласно ч. 1,3 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается. При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усыновления подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ). В частности, для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя; отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка; если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них; при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя); по просьбе усыновителя также могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной»). Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления в законную силу такого решения суд направляет выписку из него в орган загса по месту вынесения решения. После государственной регистрации усыновления бывшие родители ребенка уже не смогут получить дубликат свидетельства о государственной регистрации рождения ребенка и воспользоваться правами, связанными с материнством или отцовством. Правовые последствия усыновления представляют собой прежде всего комплекс прав и обязанностей, совпадающих с родительскими. Важнейшим правовым последствием усыновления является возможность воспитания ребенка и личного общения с ним. Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда. Усыновители не только имеют право и обязаны воспитывать ребенка, но и несут ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, их право на воспитание усыновленного ребенка является преимущественным (ст. 63 СК РФ). Усыновители обязаны содержать ребенка, обеспечить получение ребенком основного общего образования и с учетом его мнения имеют право выбора образовательной организации и формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Усыновители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов усыновленного ребенка, они являются его законными представителями и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Как и родители, усыновители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Поскольку усыновление по последствиям приравнивается к родству первой степени, между усыновителями и усыновленными запрещены браки (ст. 14 СК РФ). Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко
11:39 27.10.22
Об особенностях допроса несовершеннолетнего лица
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает применение особой процедуры при допросе несовершеннолетних лиц. Так, можно выделить ряд обязательных правил, которые должны быть соблюдены следователем при допросе несовершеннолетнего. 17 марта 2022 года в УПК РФ были внесены изменения, предусматривающие, что в соответствии со ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) при допросе несовершеннолетнего лица, не достигшего возраста 16 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. Указанные правила применяются и в случае, если несовершеннолетний достиг возраста 16 лет, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. При производстве допроса несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Психолог должен участвовать, если проводится допрос несовершеннолетнего не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. УПК РФ четко регулирует предельный временной период допроса несовершеннолетнего. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Потерпевшие в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим их процессуальных прав им указывается на необходимость говорить правду. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле. Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко