°С
$ - 82.65 руб.
€ - 94.36 руб.

Основания и порядок помещения несовершеннолетних в специальные учреждения с учетом судебной практики

Одним из способов профилактики подростковой преступности, недопущения совершения подростками повторных общественно опасных деяний, административных правонарушений является возможность проведения с ними индивидуально-профилактической работы в условиях центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП), как одного из учреждений системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, регулируется нормами (ст. 1, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

В специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее - учебное учреждение закрытого типа, учреждение) помещаются несовершеннолетние с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 4 ст. 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если необходимо обеспечить защиту их жизни или здоровья, или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние или правонарушение либо если они проживают на данной территории, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов.

Также в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа; самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Несовершеннолетние помещаются в ЦВСНП только на основании приговора или решения суда, вынесенных по результатам рассмотрения уголовного дела или административного искового заявления должностного лица, либо на срок не более 48 ч. на основании постановления о помещении несовершеннолетнего в такой центр, подписанного начальником территориального органа МВД России или уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.

Административное исковое заявление о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания подается в суд органом внутренних дел в течение одного месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении либо возникновения иных обстоятельств, являющихся в соответствии с федеральным законом основанием для помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания (например, злостное уклонение несовершеннолетнего от явки в суд) (часть 2 статьи 285.6 КАС РФ).

Материалы о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП рассматриваются судом с участием несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, адвоката, прокурора, представителей ЦВСНП или представителей подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, уполномоченного по правам ребенка. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

О времени и месте рассмотрения административного дела, связанного с пребыванием несовершеннолетнего в ЦВСНП, извещаются несовершеннолетний, достигший четырнадцатилетнего возраста, законные представители несовершеннолетнего независимо от его возраста.

В случае отсутствия у суда сведений о наличии у несовершеннолетнего представителя, отвечающего требованиям, установленным в статье 55 КАС РФ, ему должен быть назначен адвокат. Несовершеннолетний, в отношении которого подано административное исковое заявление, имеет право лично участвовать в судебном заседании и давать объяснения по административному делу. Для заслушивания объяснений несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет в судебное заседание вызывается педагогический работник. В отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет вопрос о привлечении к участию в процессе педагогического работника решается по усмотрению суда.

Несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

Анализ вынесенных судебных решений об отказе в удовлетворении ходатайств сотрудников полиции о помещении подростков в центры свидетельствует, что суды в большинстве случаев отказывают в помещении в центры по причине впервые совершенного общественно опасного деяния, непродолжительного времени нахождения на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних, либо в случаях, когда несовершеннолетний вовсе не состоял на учете, отсутствие доказательств достаточности принимаемых органами системы профилактики мер индивидуального профилактического воздействия в отношении несовершеннолетнего.


Смотрите также
07:03 Сегодня
Применение наказания в виде принудительных работ как альтернатива лишению свободы
Уголовным кодексом Российской Федерации к основным видам наказания отнесены принудительные работы, которые введены в действие Федеральным законом «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 №420-ФЗ. На практике принудительные работы фактически применяются с 01.01.2017 и в сравнении с иными видами наказаний являются самым «молодым». Согласно ст.53.1 УК РФ принудительные работы являются альтернативой наказанию в виде лишения свободы, назначаются за преступления небольшой или средней тяжести, а также за совершение впервые тяжкого преступления, на срок от 2 месяцев до 5 лет. По смыслу ст.53.1 УК РФ принудительные работы могут быть назначены только в порядке замены наказания в виде лишения свободы. Если же осужденному не может быть в соответствии с законом назначено наказание в виде лишения свободы, то и принудительные работы, как альтернативный вид наказания, не допускаются. Данное наказание является более мягким, чем лишение свободы, поскольку предполагает возможность не изолировать полностью человека от общества, дать ему возможность трудиться и получать оплату за свой труд. Вместе с тем, закон устанавливает, что с осужденного к принудительным работам в обязательном порядке удерживается часть заработной платы в доход государства, в размере от 5 до 20 %. Местом отбытия наказания в виде принудительных работ являются специализированные центры, которые определяется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Согласно п.22.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ №58 от 22.12.2015 «О практике назначения судами российской Федерации уголовного наказания» при постановлении обвинительного приговора судам необходимо установить наличие возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, а соответственно наличие или отсутствие оснований для замены наказания на принудительные работы. С учетом того, что принудительные работы связаны с обязательным привлечением к труду, то отдельным категориям граждан наказание в виде принудительных работ не назначается. В силу ч.7 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, инвалидам 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, пенсионерам и военнослужащим.
07:03 Вчера
Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения граждан
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места с массовым пребыванием людей, препятствующее совершению террористического акта. Указанным федеральным законом полномочия по установлению обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и контроля за их выполнением возложены на Правительство Российской Федерации. Требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорт безопасности, а также вопросы осуществления контроля за их выполнением утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 №447. Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для их правообладателей. За нарушение установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) или воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусмотрена административная ответственности по ч.1 ст.20.35 КоАП РФ. За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей. Если лицо привлеклось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 20.35 КоАП РФ, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней и вновь нарушило требования к антитеррористической защищенности объектов, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наступает уголовная ответственность по статье 217.3 УК РФ.
07:02 25.04.25
Ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных
Федеральным законом от 30.11.2024 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с30.05.2025 в ст.13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие существенное ужесточение наказания за нарушения в области персональных данных, а также вводятся дополнительные спецсоставы, предусматривающие самостоятельные меры наказания. Так, увеличивается размер штрафов по общему составу правонарушения. Например, для юридических лиц предусмотрен штраф от 150 до 300 тысяч рублей (вместо 60 - 100 тысяч рублей соответственно). Увеличивается размер штрафа за повторное нарушение в данной сфере: на граждан в размере от 15 до 30 тысяч рублей (вместо 4 – 12 тысяч рублей); на должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей (вместо 20 – 50 тысяч рублей); на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей (вместо 100 – 300 тысяч рублей). Вводимыми с 30.05.2025 спецсоставами предусмотрены меры ответственности за совершение следующих нарушений: нарушение обязанности уведомить о намерении обрабатывать персональные данные; нарушение обязанности уведомить об утечке персональных данных; действия (бездействие), повлекшие их утечку; действия (бездействие), повлекшие утечку специальной категории персональных данных; действия (бездействие), повлекшие утечку биометрических персональных данных. Невыполнение (нарушение) названных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 800 тысяч рублей, на должностных лиц от 200 тысяч рублей до 1 500 000 рублей, на юридических лиц от 1 000 000 до 20 000 000 рублей. Индивидуальные предприниматели уплачивают штраф в том же размере, что и юридические лица. При этом возможность уплатить штраф с 50 % скидкой за совершение указанных правонарушений упразднена.
07:02 24.04.25
С 1 марта 2025 года изменился порядок использования отгулов за работу в выходной день. Поправки внесли в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ работникам оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Согласно новым поправкам работник может использовать отгул за работу в выходной или праздничный день в любое время, но только в течение года со дня такой работы. Отгул можно присоединить к отпуску, предоставляемому в указанный период. Данное правило распространяется на все отгулы, которые за работу в выходной день работники выберут после 1 марта текущего года. Работодатель обязан отслеживать чтобы работник использовал отгулы в течение года. Если работник не использовал день отдыха в течение года, то он может получить соответствующую денежную компенсацию только при увольнении. В день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. За отказ работодателя работнику в отгуле за работу в выходной день предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, штраф для организации составит до 50 тыс. руб., для руководителя до 5 тыс. руб. В случае если при увольнении не компенсировать работнику неиспользуемые отгулы, организацию оштрафуют до 50 тыс. руб., руководителя до 20 тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Кроме этого, работнику необходимо оплатить проценты за задержку выплаты в порядке, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ.
07:01 23.04.25
Информирование наследников о неисполненных обязательствах наследодателя возложено на нотариусов
Федеральным законом от 23.11.2024 № 407-ФЗ Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнены статьей 61.1 - «Извещение наследников о долгах наследодателя». В соответствии с указанной статьей нотариус, ведущий наследственное дело, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем открытия наследственного дела, обязан направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история наследодателя, либо об отсутствии кредитной истории наследодателя. Информация из Центрального каталога кредитных историй и бюро кредитных историй предоставляется нотариусу через единую информационную систему нотариата в электронной форме на безвозмездной основе не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Нотариус, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения информации из Центрального каталога кредитных историй, извещает наследников, подавших ему заявления о принятии наследства: об отсутствии кредитной истории наследодателя; об отсутствии неисполненных долговых обязательств наследодателя; о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, об их размере; о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, сведения о которых получены им из иных источников. Нотариус извещает о полученной информации наследников в письменной форме по известному адресу места жительства или известному адресу электронной почты либо знакомит их с полученной информацией при личной явке. Изменения вступают в силу с 24 ноября 2025 года.
07:00 22.04.25
О льготе по проезду детей в поездах дальнего следования
Постановлением Правительства РФ от 04.03.2025 № 266 для пассажиров - граждан Российской Федерации в возрасте от 10 до 18 лет установлен льготный коэффициент 0,5 к тарифам на перевозку взрослого пассажира железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в поездах дальнего следования всех категорий, за исключением скоростных поездов. Оформление таких проездных документов предоставляется пассажирам, возраст которых не превышает 18 лет на момент отправления поезда. Для оформления льготного билета необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и содержащий информацию о дате рождения пассажира. Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования - с 5 марта 2025 года.
07:00 21.04.25
Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, касающиеся условий заключения брака
В соответствии с п. 2 ст. 156 Семейного кодекса РФ условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением обстоятельств, препятствующих заключению брака. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства (ст.14 Семейного кодекса РФ). С 05.02.2025 вступили в силу изменения, предусматривающие новые обстоятельства, препятствующие заключению брака. Так, не допускается заключение брака между лицами, хотя бы одно из которых является иностранным гражданином или лицом без гражданства, сведения о которых включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренный законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 31.2. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в реестр контролируемых лиц вносятся сведения, в том числе персональные данные, об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.