°С
$ - 81.01 руб.
€ - 93.93 руб.

Основания привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве

В соответствии со ст. 61.11. Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица сделок;

- бухгалтерские документы и информация отсутствуют или искажены, что существенно затруднило проведение процедур в деле о банкротстве;

- требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие налогового или иного правонарушения, за которое должник или его должностные лица привлечены к ответственности, превышают 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.

В каждом конкретном случае суд оценивает, насколько существенным было негативное воздействие контролирующего лица на деятельность должника, проверяя, как сильно в результате такого воздействия изменилось финансовое положение должника, какие тенденции приобрели экономические показатели, характеризующие должника, после этого воздействия.

Под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов понимаются такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы.

Неправомерные действия (бездействие) контролирующего лица могут выражаться, в частности:

- в принятии ключевых деловых решений с нарушением принципов добросовестности и разумности, в том числе в согласовании, заключении или одобрении сделок на заведомо невыгодных условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом (фирмой-однодневкой и т.п.);

- даче указаний по поводу совершения явно убыточных операций;

- назначении на руководящие должности лиц, результат деятельности которых будет очевидно не соответствовать интересам возглавляемой организации;

- создании и поддержании такой системы управления должником, которая нацелена на систематическое извлечение выгоды третьим лицом во вред должнику и его кредиторам.

Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует.

Такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника


Смотрите также
07:08 31.08.25
Внесудебное банкротство для граждан, принимавших участие в специальной военной операции
Федеральным законом от 23.05.2025 № 111-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которыми установлены особенности применения процедуры банкротства для граждан, принимавших участие в специальной военной операции. Соответствующие изменения внесены в статьи 213.25 и 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие условия, при соответствии которым применяется внесудебная процедура банкротства граждан. Для применения процедуры внесудебного банкротства необходимо будет подтвердить статус участника специальной военной операции. Справка, подтверждающая факт участия гражданина в специальной военной операции, выдается в порядке, установленном в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, по форме, установленной Правительством Российской Федерации. Федеральный закон вступил в силу с 23.05.2025.  
07:07 30.08.25
Единая форма отчетности управляющих компаний перед жильцами МКД
Федеральным законом от 07.06.2025 № 125-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Вышеуказанным Федеральным законом закрепляется требование к управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год. Также указанный отчет необходимо будет размещать в ГИС ЖКХ. Требование о размещении отчетов в ГИС ЖКХ нужно исполнять начиная с первого квартала 2026 года. Перечень сведений, обязательных для отражения в годовом отчете о деятельности указанных организаций (в том числе об их финансово-хозяйственной деятельности) за предыдущий год, а также форму данного отчета установит Минстрой России. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
07:06 29.08.25
Уточнены правила взаимодействия коллекторов с физическими лицами при взыскании задолженности
Федеральным законом от 07.06.2025 № 137-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом установлена обязанность указывать в тексте электронного сообщения фамилию, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора (представителя кредитора), а также номер контактного телефона. Уточнены положения о порядке уведомления кредитора об отказе должника от исполнения заключенного соглашения и прекращения взаимодействия. Срок хранения текстовых, голосовых и иных сообщений, а также аудиозаписей всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками сокращен до полутора лет. Федеральный закон дополнен статьями 19.2 и 19.3, закрепляющими особенности рассмотрения заявления о нарушении правил совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи. Введена обязанность оператора связи по запросу уполномоченного органа представлять информацию о подтверждении или об опровержении факта, даты и времени поступления вызова и (или) сообщения. Федеральный закон вступит в силу с 01.09.2025, за исключением отдельных положений.
07:06 28.08.25
С марта 2027 года изменится порядок проведения внеочередного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств
Федеральным законом от 07.07.2025 № 200-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.10.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В статье 23 вышеуказанного Федерального закона скорректированы основания для направления водителя на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. Уточнено, что обязательное медицинское освидетельствование, внеочередное обязательное медицинское освидетельствование проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). По результатам обязательного медицинского освидетельствования или внеочередного обязательного медицинского освидетельствования медицинской организацией (за исключением медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба) формируется медицинское заключение в форме электронного документа. Медицинское заключение размещается в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинских освидетельствований, который ведется в единой государственной информационной системе здравоохранения. Водитель транспортного средства, получивший уведомление о необходимости прохождения обязательного медицинского освидетельствования, должен будет его пройти в течение трех месяцев. Неисполнение водителем транспортного средства требования о прохождении внеочередного обязательного медицинского освидетельствования послужит основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами. Право на управление транспортными средствами, действие которого прекращено, может быть восстановлено при наличии медицинского заключения, подтверждающего отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, с учетом медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Федеральный закон вступит в силу с 01.03.2027.
07:05 27.08.25
Уточнено понятие лесной дороги, порядок ее создания, содержания и эксплуатации
Федеральным законом от 07.07.2025 № 205-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен главой 1.2. «ЛЕСНЫЕ ДОРОГИ». Установлено, что лесные дороги – это объекты лесной инфраструктуры, представляющие собой создаваемые для обеспечения транспортной доступности лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых расположены леса, дороги необщего пользования, предназначенные для движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесоустройству и (или) использования лесов. Лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах, на особо защитных участках лесов, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации. Лесные дороги по назначению могут подразделяться на лесохозяйственные дороги и лесотранспортные дороги. Лесохозяйственные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов и лесоустройству. Лесотранспортные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств (включая самоходные машины, другие виды техники, предназначенные для рубки лесных насаждений и для транспортировки древесины из леса) к предоставленным в целях заготовки древесины лесным участкам и проезда по таким участкам, в том числе в целях доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки при осуществлении деятельности по заготовке древесины. При создании лесных дорог допускается проведение рубок лесных насаждений любого возраста, в том числе в защитных лесах. Правила планирования сети лесных дорог, правила создания и содержания лесных дорог, основные элементы и параметры лесных дорог, перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и требования к проведению таких мероприятий устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральный закон вступит в силу с 01.09.2026.
07:04 26.08.25
Пособие по безработице самозанятым не положено
Гражданин, не имея работы и дохода, встал на учет в центр занятости, получил статус безработного и пособие. Но впоследствии выяснилось, что он зарегистрирован в качестве самозанятого. Центр занятости прекратил выплату пособия по безработице, поскольку в законе сказано, что такие граждане (даже не получающие дохода) не могут быть признаны безработными. Гражданин обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой признать указанное положение закона противоречащим Конституции РФ. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд РФ пояснил: Самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая гражданином, влечет для него определенные юридические последствия. Гражданин, осознанно став самозанятым, принимает на себя бремя заботы о собственном благополучии, а также несет риск неэффективности своей экономической деятельности. Законодатель вправе не предоставлять таким гражданам гарантии социальной защиты от безработицы.
07:04 25.08.25
Установлены случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации
Постановление Правительства РФ от 12.04.2025 № 486 «Об установлении случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации». Подготовка рабочей документации не требуется, если: в соответствии с законодательством РФ для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство; в соответствии с законодательством РФ не требуется проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.