°С
$ - 92.26 руб.
€ - 99.71 руб.

Ответственность за незаконный оборот наркотиков

Статьями 228, 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота  наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Такие преступления отнесены к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности.

Статья 228 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку таких веществ.

 Санкцией части первой указанной статьи за совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Данная статья предусматривает более строгое наказание за совершение тех же деяний в крупном и особо крупном размере.

Так, те же деяния, совершенные в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

При совершении указанных деяний в особо крупном размере срок наказания — от десяти до пятнадцати лет лишения свободы, к которому в качестве дополнительных наказаний могут быть применены аналогичный штраф, а также ограничение свободы на срок до полутора лет.

Более суровые наказания установлены за незаконные производство, сбыт или пересылку тех же веществ (ст. 228.1 УК РФ) — от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

За совершение аналогичных деяний при наличии квалифицирующих признаков (в случае свершения в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательной организации, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, на территории воинской части, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга; с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)) –составляет от пяти до двенадцати лет лишения свободы с возможностью применения дополнительных наказаний.

Статья 228.1 предусматривает еще ряд квалифицирующих признаков, закрепленных в частях 3, 4 и 5, таких как: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; в значительном размере, организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения; лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего; в крупном, а также в особо крупном размере.

В таких случаях наказание за содеянное предусмотрено в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с возможностью назначения дополнительных наказаний.

На территории Усть-Камчатского района Камчатского края преступления, предусмотренные статьями 228, 228.1, в последнее время стали самыми распространенными из числа преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, закрепленных в главе 25 Уголовного кодекса РФ.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом в районе отмечен рост зарегистрированных преступлений данной категории, с 3 до 5, что свидетельствует об активизации работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Так, в 2017 году за незаконное приобретение и хранение наркотических средств в крупном размере 21-летний житель поселка Ключи осужден к лишению свободы сроком на 2 года, к которому суд присоединил наказание по ранее вынесенному приговору и в совокупности назначил 3 года 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Наказание назначено судом с учетом наличия ряда смягчающих обстоятельств, совокупность которых суд счел возможным признать исключительными и существенно уменьшающими степень общественной опасности. В связи с этим наказание назначено с применением положений статьи 64 УК РФ, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Среди причин совершения указанных преступлений можно отметить низкий уровень знаний и общественной нравственности, негативное влияние на неокрепшую психику молодежи информации из сети «Интернет», в которой потребление наркотических средств является неотъемлемой частью повседневной жизни. Это в свою очередь порождает наркозависимость и, как следствие, высокий спрос на наркотики со стороны молодежных и преступных групп населения, потерявших социальную ориентацию или перспективу, либо ставших жертвой целенаправленной пропаганды.

Распространение и потребление наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию и правопорядок в обществе.

Указанные факторы в числе прочих способствовали законодательному ужесточению ответственности за совершение таких преступлений.

Для эффективного решения указанной проблемы необходимо задействовать максимально широкий комплекс мер, в который должны входить не только меры уголовно-правового характера, как «карательный инструмент», изолирующий преступные элементы лишь после наступления общественно-опасных последствий, но и меры предупредительного характера, формирующие в обществе стойкую нетерпимость к наркотикам и провоцирующим наркопреступность факторам.

К таким мерам можно отнести не только общую профилактическую работу правоохранительных и иных государственных органов, но и индивидуальную, в том числе воспитательную работу в семьях, направленную на повышение уровня нравственности и культуры в обществе, а также формирование законопослушного поведения и негативного отношения к различным противоправным проявлениям.

Прокурор города старший советник юстиции А.В. Бурлаченко

Смотрите также
16:50 Вчера
Антикоррупционная оговорка
Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»). В законе предусмотрены такие меры противодействия коррупции, как профилактика, борьба и минимизация (ликвидация) последствий коррупции. Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции. При выстраивании в организации системы антикоррупционных мер следует учитывать, что коррупционные риски могут возникать не только непосредственно внутри организации, но и вне ее, в первую очередь - в ходе взаимодействия организации с различными контрагентами: деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения тех или иных работ, оказания услуг, клиентами, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. В том числе организации целесообразно иметь в виду, что возможны ситуации, при которых организация в связи с взаимодействием с недобросовестным деловым партнером может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами. Одной из возможных мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в организации при взаимодействии с контрагентами, является включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки. Антикоррупционная оговорка - это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например, коммерческого подкупа. Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется. То есть он не обязывает организацию включать такую оговорку в гражданско-правовые договоры и не устанавливает ее содержание. Вместе с тем Минтрудом России 19.09.2019 утверждены Меры по предупреждению коррупции в организациях, в которых одной из таких профилактических мер является применение антикоррупционной оговорки. Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации. Такие акты организации обязаны принимать во исполнение ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 19.12.2018). Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. При включении антикоррупционной оговорки в договор необходимо учесть фактические возможности второй стороны исполнить обязательства, предусмотренные такой оговоркой. Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Это может быть отдельный раздел в договоре, который предусматривает: 1) запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти; 2) порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.); 3) права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Если речь идет о микропредприятии, малом или среднем предприятии, стоит использовать антикоррупционную оговорку с общими положениями, содержащими обязанности сторон договора своевременно сообщить другой стороне о выявлении возможных коррупционных рисков и провести соответствующие проверки). Однако следует учесть, что стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Учитывать свободу договора при подготовке антикоррупционной оговорки рекомендует и Минтруд России. Следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием. Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, Минтруд рекомендует сделать следующее: 1) провести переговоры, чтобы выявить конкретные замечания к антикоррупционной оговорке и найти приемлемую для обеих сторон формулировку; 2) разъяснить, что антикоррупционная оговорка не влечет юридических санкций. Ответственность, предусмотренную законодательством РФ, будет нести лицо, виновное в совершении коррупционного правонарушения; 3) скорректировать в договоре содержание типовой антикоррупционной оговорки, утвержденной локальным актом, если контрагент не согласен с такой формулировкой. Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству. Если деловым партнером будет совершено коррупционное правонарушение, предварительное получение от него письменного мотивированного отказа от включения антикоррупционной оговорки в договор может послужить одним из подтверждений того, что другой стороной договорных отношений принимались все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений.
12:49 Вчера
Мой ребёнок имеет инвалидность, имеет ли он право на получение пенсий?
Государство проводит последовательную социально-ориентированную политику, направленную на поддержку незащищенных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних. Вопрос пенсионного обеспечения регламентируется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ). В соответствии с указанными нормативными правовыми актами несовершеннолетние граждане имеют право на следующие виды пенсионного обеспечения: пенсию по случаю потери кормильца, социальную пенсию ребенку-инвалиду, социальную пенсию инвалидам с детства, а также социальную пенсию детям, оба родителя которых неизвестны. Страховая пенсия в соответствии с пунктом 18 статьи 21 Федерального закона № 166-ФЗ независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи ими в пенсионный орган заявления об этом. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем ее зачисления на счет в кредитной организации или вручения организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии). По материалам, предоставленным старшим помощником прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.
07:49 Вчера
О сносе зеленых насаждений на земельном участке, находящемся в частной собственности
Нередки случаи, когда у собственников земельных участков возникает вопрос о том, необходимо ли получать разрешение для рубки зеленых насаждений (деревьев, кустов и т.д.) на своем участке. Пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Статьей 261 ГК РФ закреплено, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (п. 2). Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (п. 3). По общему правилу, действующее российское законодательство о зеленых насаждениях не предусматривает разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. В то же время, Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 25.06.2019 № 14-АПА19-5 сделан вывод о допустимости ограничений права собственности, связанных с необходимостью охраны зеленых насаждений (в конкретном случае, о необходимости получать разрешение на рубку зеленых насаждений, если они растут на земельных участках, которые находятся в частной собственности). Судом отмечено, что орган местного самоуправления в целях создания и развития зеленого фонда вправе осуществлять правовое регулирование в объеме, обеспечивающем создание благоприятной окружающей среды. Таким образом, учитывая положения ст.ст. 209 и 261 ГК РФ, собственник вправе при отсутствии установленных иными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными, ограничений осуществить рубку (снос) зеленых насаждений на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке без получения дополнительного разрешения.
16:48 27.03.24
Вступили в силу изменения, связанные с прохождением срочной военной службы
В соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 № 439-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.01.2024 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся предельного срока прохождения срочной военной службы, а также возможности предоставления отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан. Отныне верхняя граница призывного возраста повышается с 27 до 30 лет. Также расширены возможности для заключения контракта о прохождении военной службы с гражданами в период прохождения ими срочной военной службы или пребывания в запасе. Ранее, Президентом Российской Федерации подписан Указ от 04.09.2023 № 660 (далее – Указ), который также вступил в силу с 01.01.2023. Согласно Указу, предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу работникам IT-компаний действующая вплоть до достижения ими 30 лет.
07:47 27.03.24
Мошенники придумали новую схему обмана российских пользователей
Злоумышленники от имени партии «Единая Россия» предлагают гражданам пройти опрос о предстоящих выборах и заработать 2,5 тыс. рублей. Для прохождения опроса пользователь должен установить нелицензированное мобильное приложение (фейковый магазин Google Play), в котором содержится специальный вирус.  После прохождения опроса респонденту предлагают ввести данные банковской карты для получения вознаграждения. Фишинговая страница, на которую переносит приложение, запрашивает доступ к СМС и контактам мобильного устройства пользователя. Таким образом, мошенники могут получать СМС-уведомления для осуществления банковских операций. Будьте бдительны сами и предупредите своих родственников! Если Вы стали жертвой мошенников, то необходимо обращаться в полицию.
16:46 26.03.24
Определены особенности проведения ГИА и приема на обучение в 2024 году в отношении отдельных категорий учащихся
Установлено, что в 2024 году на лиц, обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях, включенных в утверждаемый Минпросвещения перечень, распространяются особенности проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность на территориях новых субъектов РФ. Также документом утверждены особенности проведения в 2024 году ГИА для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств. Речь идет о лицах: находящихся в РФ и осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, принятых на обучение начиная с 2021/22 учебного года; находящихся в иностранных государствах и осваивающих указанные образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории РФ, а также вне образовательных организаций, в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление Правительства РФ от 26.01.2024 N 67 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в 2024 году".
12:46 26.03.24
Работник вправе взыскать с работодателя компенсацию морального вреда при получении травмы на производстве
В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда. В практике нередки случаи получения работниками предприятий травм на производстве в связи с нарушением работодателем указанной обязанности, в том числе в результате необеспечения безопасного функционирования оборудования и механизмов, невыдачи средств индивидуальной защиты. На основании Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» работник, пострадавший при несчастном случае на производстве, имеет право на получение возмещения вреда за счет соответствующих выплат, производимых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В то же время статьей 237 Трудового кодекса РФ установлена возможность компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерным бездействием работодателя. При недостижении соответствующего соглашения с работодателем работник вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда, в том числе причиненного в связи с произошедшим по вине работодателя несчастным случаем на производстве.