°С
$ - 97.41 руб.
€ - 103.16 руб.

Разъяснение уголовной ответственность за фиктивную регистрацию граждан по месту жительства

Фиктивная регистрация граждан или лиц без гражданства по месту жительства и месту пребывания, а также фиктивная постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства влечет уголовную ответственность

Статьей 322.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ, а равно фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ. Статья 322.3 УК РФ влечет уголовную ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.

 Статьи 322.2, 322.3 УК РФ введены в Уголовный кодекс РФ 21.12.2013, однако граждане продолжают регистрировать за денежное вознаграждение иностранных граждан по месту своего жительства, не имея намерения фактически предоставлять им жилое помещение, или обращаться с заявлениями о фиктивной постановке на миграционный учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, при этом многие не осведомлены об уголовной ответственности за вышеуказанные действия.

Согласно закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства – это регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» фиктивная регистрация по месту жительства – это регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Такие преступления относятся к преступлениям небольшой тяжести и наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вместе с тем, на территории края на протяжении двух лет наблюдается рост количества преступлений, связанных с нарушением миграционного законодательства, что вызвано продолжением деятельности контролирующих и правоохранительных органов края по выявлению «резиновых» квартир и привлечению их собственников к установленной законом ответственности. Всего на территории края за 5 месяцев 2020 года выявлено 44 преступления, предусмотренных ст.ст.322.2, 322.3 УК РФ. В настоящее время в суд направлено 11 уголовных дел о преступлениях данной категории.

К примеру, в мае текущего года прокуратурой Центрального района г. Читы в суд направлено уголовное дело в отношении жителя г. Читы, обвиняемого в постановке в 2020 году на миграционный учет четырех граждан Узбекистана в жилом помещении без намерения предоставить им это помещение для фактического проживания, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. Уголовное дело судом в настоящее время не рассмотрено.

Заместитель прокурора города советник юстиции К. А. Трофимов

Смотрите также
06:43 Вчера
Внесены изменения в закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Внесенные изменения в Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Федеральный закон от 04.08.2023 № 488-ФЗ) предусматривают: - установление обязанностей органов опеки и попечительства по предоставления в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, информации об условиях жизни и воспитания таких детей и переданных под опеку (попечительство) в семьи, о выполнении опекунами (попечителями) своих обязанностей; - регламентация использования портала госуслуг при осуществлении взаимодействия между органами опеки и попечительства и гражданами, желающими принять детей на воспитание в семьи; - порядок информационного взаимодействия государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, с государственной информационной системой «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере». Закон вступает в силу с 1 июля 2024 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок вступления их в силу.
06:38 27.09.23
Уголовная ответственность за отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по оборонному заказу
Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 285.6., которой предусмотрена уголовная ответственность. Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение таких государственного контракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом, наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трёх до четырёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет. Привлечению к уголовной ответственности подлежат только должностные лица, которые подвергнуты административному наказанию: - за отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого государственного контракта является обязательным для указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 1 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); - или за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния   (часть 2 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В соответствии со статьёй 3, частью 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «О государственном оборонном заказе» государственным оборонным заказом является установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Государственный оборонный заказ обязателен для принятия единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, при условии, что государственный оборонный заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по государственному оборонному заказу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта, а также государственными унитарными предприятиями и (или) иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, в случае, если претенденты на размещение государственного оборонного заказа путем использования государственным заказчиком конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) отсутствуют или по результатам такого определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не определён головной исполнитель.