°С
$ - 91.31 руб.
€ - 98.47 руб.

Люди = Балаково. Федор Полынин: На пределе человеческих возможностей

Металлургический завод Балаково продолжает рассказывать о людях, которые прославили город. Приурочен проект к 260-летию Балакова, юбилей мы будем отмечать в сентябре.

DSC_0389.JPG На сегодняшний день Китай считается если не самым близким союзником России на международной арене, то уж точно самым мощным. Между тем, российско-китайская дружба формировалась еще в первой половине ХХ века, и в немалой степени на нее повлияла помощь, которую оказали советские воины в войне Китая с Японией. Одним из этих воинов был уроженец Балаковского района Федор Полынин, участник знаменитого авианалета на японский аэродром на острове Тайвань (Формоза). За эту операцию, выполненную на пределе человеческих возможностей, капитан Полынин получил "Золотую звезду" Героя Советского Союза. 

Из дворника в летчики

Фёдор Полынин родился в 1906 году в селе Сухой Отрог в семье крестьянина. Как и большинство детей низших сословий того времени, он вынужден был пойти работать уже в восемь лет, а образование сумел получить только после революции, в Самаре, в рамках программы ликвидации безграмотности (Ликбез), как и один из предыдущих наших героев Константин Кузнецов. Во время обучения в так называемой "школе для взрослых" он работал сначала дворником, а потом чернорабочим на местных предприятиях. 

DSC_0408.JPG В возрасте 22 лет Фёдор Полынин принял решение связать свою жизнь с армией. Три месяца он отучился в полковой школе командиров взводов, а затем в Вольской объединенной школе летчиков и техников. В ноябре 1933 года был отправлен в составе группы советских авиаспециалистов в Китай, где в 1937 году началась война с Японией.

Удар генерала Фынь По

DSC_0369.JPG Фёдор Полынин участвовал в миссии от начала и до конца: от переправки на китайские аэродромы разобранных на части советских самолетов и их сборки, до непосредственно авиаударов, в качестве командира бомбардировочной авиагруппы. В военное время китайские товарищи присвоили ему уважительный псевдоним "генерал Фынь По".

Операция, принесшая Фёдору Полынину известность и впоследствии звание Героя Советского Союза была проведена во второй половине февраля 1938 года. 



Китайская разведка получила информацию о том, что в качестве подмоги измотанной авиагруппировки японцев присланы более 40 самолетов. Командование приняло решение нанести удар по аэродрому их базирования на острове Тайвань (Формоза). Командование авиагруппой из 26 самолетов поручили Фёдору Полынину, на тот момент носившему звание майора.

Операцию приходилось проводить на пределе человеческих возможностей. Вот что писал сам Фёдор Петрович в автобиографичной книге "Боевые маршруты":

DSC_0398.JPG "Решили лететь на высоте 4500— 5500 метров. Мы понимали, что длительное кислородное голодание может тяжело отразиться на самочувствии и работоспособности экипажей. Но другого выхода не было. 

<...> Чтобы ввести японцев в заблуждение, решили вначале пройти севернее острова, потом резко развернуться вправо, снизиться с приглушенными моторами до 4 тысяч метров и с ходу нанести удар. А над проливом снизиться еще до двух тысяч метров, чтобы позволить членам экипажей, как говорится, «глотнуть воздуха». Над материком же опять подняться до четырех тысяч метров и идти к аэродрому дозаправки. Полет готовился в строжайшей тайне". 

Положение осложнялось тем, что полет приходилось выполнять над водой на самолетах, которые были сконструированы для использования над сушей. Специалисты признавали, что любое ЧП при этом гарантированно приводило к смерти экипажа. 

"Цель все ближе. На белых крыльях самолетов уже видны красные круги. Мой штурман приготовился к сбросу смертоносного груза. И вот машину легко тряхнуло: бомбы пошли вниз.... Вражеский аэродром окутывается дымом и пламенем... Мы сбросили на Формозу 280 бомб... Наш удар был настолько внезапным, что ни один из вражеских истребителей не успел взлететь...

В этот день мы пробыли в воздухе более семи часов".

Опасения, что экипажи могут не выдержать нечеловеческой нагрузки на организм, оказались не напрасными. Большая часть летчиков прилетели к аэродрому дозаправки с видимыми последствиями длительного кислородного голодания и усталостью. Отдохнуть, однако, не удалось. Из-за появления в небе японских бомбардировщиков была объявлена воздушная тревога. Боясь потерять во время налета всю авиагруппу, Фёдор Полынин принял решение подниматься в воздух сразу после дозаправки. При этом одного из летчиков пришлось заменить из-за того, что он уже не мог управлять самолетом. 

Приземлилась авиагруппа не на месте вылета, а на аэродроме возле города Ханкоу. Принимавшие китайцы не знали о планировавшейся операции и долго не могли поверить, что советские летчики действительно сумели долететь до Тайваня, выполнить боевую задачу и вернуться обратно, да еще и без потерь. 

О подвигах советских лётчиков в Китае помнят и по сей день. В городе Ухань в их честь установлен обелиск. а молодые курсанты лётных училищ Китая, изучая историю военной авиации, на лекциях слушают рассказы о дерзкой атаке на Формозу и храбром генерале Фынь По.

10 тысяч боевых вылетов Войска Польского

DSC_0397.JPG После блестящей операции в Китае карьера майора Полынина пошла стремительно вверх. К началу Великой Отечественной войны он прошел путь от инструктора по технике пилотирования до командира 13-й бомбардировочной дивизии в Белорусском особом военном округе, принимал участие в советско-финской войне. За год до начала нападения гитлеровской Германии на СССР ему присвоено звание генерала-майора, в 1943 году он стал генерал-лейтенантом, а через год после завершения войны ему вручили погоны генерал-полковника. 

В октябре 1944 года генерал-лейтенант авиации Полынин был назначен командующим ВВС Войска Польского. В боях за Варшаву и Берлин ВВС Войска Польского совершили в общей сложности почти 10 тысяч вылетов. С ноября 1944 года по май 1945 года ими было сброшено 418 тонн бомб, уничтожены 794 автомашины, 20 танков, до 270 железнодорожных вагонов и 27 паровозов, 106 артиллерийских орудий, а в воздушных боях сбиты 16 самолетов врага. Собственные боевые потери за этот период составили 12 самолетов.

"Советский Союз не скупился снабжать братьев по оружию необходимой техникой. К концу войны польские ВВС представляли довольно внушительную силу. Они уже имели несколько сот боевых самолетов, хорошо оборудованные мастерские для их ремонта, средства связи и многое другое", - вспоминал после войны Фёдор Полынин в своих мемуарах. 

Учитель Гагарина и Терешковой

DSC_0387.JPG Несмотря на плотный график и ответственную работу, генерал Полынин находил время, чтобы побывать в родном селе и посетить могилы родителей.

Его внучатый племянник Владимир вспоминает, что в 70-х годах с мальчишками во время перемены в школе заметил в небе вертолет. Они не раздумывая сбежали с урока и побежали в поле на место приземления. Оказалось, что в том вертолете находился Полынин и его сослуживцы. Они летели на учения и по просьбе Фёдора Петровича приземлились на несколько минут повидать родственников. 
Вернувшись в школу, ребята рассказали учителю истории, что прилетал генерал Полынин. Учитель же в ответ посетовал, что зря не сбежал тогда вместе с мальчишками с урока. 

В школе села Кормежка чтят память земляка-героя. Местная школа носит его имя, и в ней работает музей, в котором хранятся уникальные экспонаты и личные вещи Фёдора Полынина: генеральский китель, фотоальбом со времен службы в Польше, работающие именные часы и фотографии с его учениками: Юрием Гагариным и Валентиной Терешковой.

Герой под номером 110

DSC_0370.JPG "Золотая звезда" Героя Советского Союза Фёдора Полынина числится под номером 110. Из балаковцев он первый получил эту высокую награду. 

DSC_0376.JPG DSC_0379.JPG DSC_0381.JPG DSC_0385.JPG DSC_0404.JPG DSC_0409.JPG DSC_0416.JPG
  • Фото: © пресс-службы МЗ Балаково
Смотрите также
16:47 Вчера
Герои Z: Никита Барныч
Редакция сайта go64.ru продолжает рассказывать о российских военных, совершивших подвиги во время спецоперации в Украине. Страна уже знает их под титулом «Герои Z», и мы решили не нарушать эту традицию. Сегодня публикуем рассказ о подвиге сержанты Никиты Барныча. Сержант Никита Барныч, находясь в боевом охранении, выполнял задачу по охране грузовых автомобилей с боеприпасами для гаубичного дивизиона. Противник решил атаковать позиции дивизиона. Наступление радикалов на российские подразделения сопровождалось массированной минометной поддержкой. В условиях непрекращающегося огня Никита, понимая, что попадание снаряда в машину с боеприпасами приведет к мощному взрыву, способному уничтожить большое количество живой силы и техники российского гаубичного дивизиона, дал команду подчиненным на вывоз автомобилей со снарядами из-под огня. Совершая противоогневые маневры, сержант Барныч смог вывести машину из-под минометного огня противника в безопасное место. В результате решительных и самоотверженных действий сержанта Никиты Барныча атака противника была отбита. При этом потерь в дивизионе допущено не было.
16:04 Вчера
Балаково оказался на втором месте по скорости уменьшения населения
Региональная служба статистики опубликовала очередные данные о демографической ситуации в Саратовской области. Согласно официальным данным, Балаково оказался на втором месте по скорости уменьшения населения. Как сообщает Саратовстат, на начало 2024 года население Саратовской области составляло 2 385 163 человека. Большинство из них – городские жители (1 836 052 человека). При этом, по сравнению с 1 января 2023 года, число жителей региона уменьшилось 19 781 человек. И в количественном показателе наибольшее сокращение населения происходило именно в городах (10 853 человека). По убыли населения в регионе лидирует Саратов. На 1 января 2024 года в областном центре проживало 937 364 человека, среди которых 41 457 жителей считаются сельскими, и, по сравнению с предыдущим годом, общее количество населения Саратова сократилось на 4951 человека. На втором месте Балаково (в начале января было 181 724 жителя, и уменьшилось по сравнению с 2023 годом на 1032 человека). А на третьем месте Энгельс – 255 161 – количество населения на начало 2024 года (убыль – 872 человека). Если брать Балаковский район в целом, то на 1 января 2024 года в нем проживало 200 241 человек. И по сравнению с 2023 годом количество населения уменьшилось на 1329 жителей. То есть, сельское население района снизилось на 297 человек.
15:23 Вчера
«Т Плюс» с понедельника начнет очередную проверку теплосетей: где отключат горячую воду
С 13 по 26 мая Саратовский филиал «Т Плюс» проведет следующий этап плановых гидравлических испытаний тепловых сетей Балакова. Проверку на плотность и прочность пройдут теплотрассы заканальной части города. Для безопасности жителей многоквартирных домов горячее водоснабжение на время опрессовки будет приостановлено. Испытания проводятся в соответствии с законодательством РФ. Их график согласован с администрацией города. В зоне проверки будут находиться 3Г,часть 2, 3 и 4 микрорайонов города, четыре дома в микрорайоне 8А. Это клиенты, которые подключены от центральных тепловых пунктов №№ 27,28,29,31,32,33,34,75, а также от групповых и индивидуальных бойлеров на Набережной Леонова, улицах Вокзальная, Комарова, Минская, Волжская, Шевченко, Строительная. Полный перечень многоквартирных домов размещенна официальном сайте компании. Энергетики обращают особое внимание, что процесс подготовки к опрессовке начнется 12 мая. В связи с необходимыми переключениями в течение дня в домах будет наблюдаться постепенное снижение температуры горячей воды. Процесс возобновления горячего водоснабжения начнется сразу после завершения испытаний и ремонтно-профилактических работ. О проверке тепловых сетей энергокомпания заранее официально уведомила управляющие организации, чтобы они перекрыли задвижки внутри МКД и адресно проинформировали жителей об ограничении ГВС. Гидравлические испытания необходимы для подготовки инфраструктуры к предстоящему осенне-зимнему периоду, повышения надежности и стабильности работы. Опрессовка позволяет заблаговременно выявить «слабые» участки трубопроводов и своевременно их заменить.
11:56 Вчера
Проценты, «тело» и НЗ: три причины, по которым нельзя гасить кредиты досрочно
Нередко жители Балаково, как и других городов Росси, стремятся как можно быстрее избавиться от задолженности перед банками. Однако это не всегда бывает разумно. Приводит для наших читателей мнение экспертов, которые назвали три причины, по которым нельзя гасить кредиты досрочно. Нежелание иметь какие-либо долги, является одним из главных мотивов россиян для досрочного погашения кредитов. Также достаточно часто задолженности перед финансовыми организациями погашаются раньше срока из-за планов взять новый кредит в ближайшем будущем. Однако подобные действия могут привести к финансовым потерям и другим негативным последствиям. Руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS' Николай Переславский назвал три причины, по которым не стоит гасить кредиты досрочно. - кредит взят под низкий процент в далеком прошлом. Если кредит был взят, например, под 3-6% годовых несколько лет назад, то сейчас банки предлагают вклады под 13-16%. В этом случае прибыльнее сделать новый вклад, чем погашать старый кредит; - проценты по кредиту уже выплачены и осталось только «тело» займа. В этом случае, кроме морального удовлетворения, погашение кредита ничего не принесет. Выгоднее направить деньги в банковские депозиты или доходные инвестиционные инструменты; - погашение кредита из неприкосновенных запасов. Использовать для погашения кредита те средства, которые вы придерживаете на случай непредвиденных обстоятельств, просто неразумно. Если они все же произойдут, то придется брать новый кредит и, возможно, под куда большие проценты. По материалам «Финансы Mail.ru».
10:02 Вчера
В регионе начинается подготовка структуры для работы «Валдаев»
Глава региона провел совещание по подготовке к возрождению речных пассажирских перевозок по Волге. По распоряжению губернатора, в регионе начинается подготовка структуры для работы «Валдаев», в которую войдут пристани и создание удобного речного русла для судоходства этих малых пассажирских судов. О прошедшем в минувшие выходные совещании с главами районов, через которые будут проходить маршруты «Валдаев», а также с руководителями профильных ведомств, рассказал на своих страницах в социальных сетях губернатор Саратовской области Роман Бусаргин. Он отметил, что в течение пары месяцев в регионе должны завершиться работы по исследованию и углублению речного дна для работы «Валдаев», подготовка пристаней и специалистов, которые займутся управлением и обслуживанием этих судов. По словам Романа Бусаргина, в настоящий момент районы, через которые будут проходить маршруты перевозок, ведут подготовительную работу. Планируется, что в середине мая специалисты приступят к русловой съемке. Перед профильными структурами стоит задача сразу после анализа, который займет несколько недель, приступать к работам по дноуглублению в местах, где это необходимо. Кроме того, создано профильное предприятие, которое будет заниматься речными перевозками. Организация получает все необходимые документы и подбирает кадры. Достигнута договоренность с Балаковским речным училищем. Сразу несколько его выпускников рассматривают возможность трудоустройства. Органы местного самоуправления в Воскресенском, Марксовском, Вольском, Балаковском районах, через которые будут проходить маршруты речных перевозок, также ведут подготовительную работу по обустройству причальных стенок. «Перед всеми уровнями власти в регионе стоит четкая задача - организовать всю необходимую инфраструктуру для речных перевозок уже в этом году. Благодаря помощи Вячеслава Викторовича, на это имеются все необходимые ресурсы. Вопрос возрождения речных перевозок - одна из приоритетных задач. Этого ждут жители», - отметил губернатор.
09:04 Вчера
Для балаковцев началась последняя короткая рабочая неделя весны
Для жителей Балаково, как и других городов России, началась трехдневная рабочая неделя. Это последний короткий трудовой отрезок весны. А впереди балаковцев ждут еще две короткие и две длинные рабочие недели. Как сообщает Министерство труда и социальной защиты, календарь выходных и праздничных дней на 2024 год был утвержден решением федерального Правительства в прошлом году. В соответствии с ним, текущая рабочая неделя будет последним коротким трудовым отрезком весны. Рабочими днями будут 6, 7 и 8 мая. При этом предпраздничный день станет укороченным на один час. Выходными, в честь празднования Дня Победы, объявлены 9, 10, 11 и 12 мая. В текущем году будут еще две короткие рабочие недели. В июне, в честь празднования Дня России, рабочая неделя будет разбита на две равные части. При этом предпраздничный вторник, 11 июня, будет укороченным рабочим днем. А еще одна короткая рабочая неделя будет осенью. Трудиться балаковцам придется 5, 6, 7 и 8 ноября, из-за того, что 4 ноября, День народного единства, будет выходным. А вот трудовой отрезок перед этим периодом станет предпоследней длинной рабочей неделей в текущем году. Трудиться придется с понедельника по субботу, включительно. Правда, последний рабочий день этой недели станет укороченным. И последней длинной будет итоговая рабочая неделя в 2024 году. Трудовой период продлится с 23 по 28 декабря, включительно.
08:01 Вчера
На одной из улиц в Балаково произойдет отключение света
Балаковские энергетики возобновляют проведение плановых работ на подведомственных коммуникациях. В связи с этим, 6 мая на одной из улиц в Балаково произойдет временное отключение электроэнергии. Света не будет: с 13:30 до 17:00 - улица Пионерская, в доме 3.