°С
$ - 91.98 руб.
€ - 100.24 руб.

Прокуратура разъясняет

07:27 28.02.24
Ответственность несовершеннолетних за нанесение побоев
Статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за побои установлена административная ответственность, которая может наступить только при достижении 16-летнего возраста. К несовершеннолетним, не достигшим возраста ответственности, применяются иные меры профилактического характера. Поводом для административного расследования является любая информация о факте причинении побоев, поступившая в правоохранительные органы от граждан или из медицинского учреждения. По результатам расследования в связи с недостижением возраста административной ответственности выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении с одновременной передачей материалов на рассмотрение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации соответствующего муниципального образования. Если лицо, нанесшее побои, достигло 16 лет, дело об административном правонарушении по ст. 6.1.1 КоАП РФ также передается на рассмотрение вышеназванной комиссии. Заседание проводится с участием подростка и его законных представителей. Подросток, не достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет, может быть поставлен на внутришкольный учет, а также учет в подразделении по делам несовершеннолетних органа полиции сроком до 6 месяцев. В течение срока нахождения подростка на учете в органах внутренних дел его поведение контролируется на постоянной основе. Также может быть рассмотрен вопрос направления подростка в специальное воспитательное учреждение с круглосуточным пребыванием.   В отношении лица, достигшего 16 лет, могут быть применены аналогичные меры воздействия с назначением штрафа или без такового. Кроме того, вред, причиненный нанесенными подростком побоями, может быть взыскан с родителей виновного в судебном порядке.
12:27 27.02.24
Порядок досрочного снятия дисциплинарного взыскания с работника
В соответствии с ч.1 и 4 ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации к работнику могут быть применены три меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.  Согласно ст.194 Трудового кодекса Российской Федерации если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
07:27 27.02.24
Когда ежегодный оплачиваемый отпуск может быть заменен денежной компенсацией
Согласно положениям ст.114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В соответствии с ч.1 ст.122 Трудового кодекса Российской Федерации оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Неиспользованные ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды сохраняются за работниками. Ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем. Также ч.1 ст.126 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Замена части отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается работнику в обязательном порядке при увольнении (ст.127 Трудового Кодекса Российской Федерации).
12:27 26.02.24
Скорректирован порядок проведения технического осмотра транспортных средств
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2023 №2092 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» скорректирован порядок проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения внесены, в частности, в Правила организации и проведения технического осмотра автобусов; Правила проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта и Правила проведения технического осмотра транспортных средств. Предусмотрено, что в случае невозможности представления для проведения технического осмотра включенного в график автобуса допускается его замена на иной автобус на основании заявки, представленной его владельцем. Проведение повторного технического осмотра автобуса может осуществляться ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в том числе в день ее подачи заявителем, при условии наличия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке. В ходе проведения технического осмотра автобусов уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, проверяет с обязательным применением видеозаписи, осуществляемой цифровой аппаратурой (в том числе носимыми видеорегистраторами, видеокамерами, фотоаппаратами с функцией видеозаписи).
07:27 26.02.24
С 1 сентября 2024 года вносятся изменения в правила подключения объектов капитального строительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2023 №2038 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в правила подключения объектов капитального строительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. В частности, уточнены порядок подачи комплексной заявки на подключение, порядок заключения договора о подключении, порядок определения платы за подключение, установлены условия подключения (технологического присоединения) в случаях подачи самостоятельных заявок несколькими заявителями. Так, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, утвердивший комплексную схему инженерного обеспечения территории, вправе подать комплексную заявку на подключение к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах нагрузки, определенной в указанной схеме. При поступлении комплексной заявки на подключение исполнитель обращается в орган регулирования тарифов за установлением платы за подключение в индивидуальном порядке. Плата за подключение по договору о подключении, указанном в абзаце третьем настоящего пункта, в части расходов, связанных с выполнением общих мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающих техническую возможность подключения, распределяется с учетом доли подключаемой мощности (нагрузки) в общей подключаемой мощности (нагрузке), указанной в договоре о подключении, а в части иных расходов подлежит отнесению на того заявителя, для подключения объектов которого исполнитель понес такие расходы. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
12:27 25.02.24
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации с использованием электронного сертификата
Инвалиды имеют право на обеспечение техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) согласно установленному перечню на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) за счет средств федерального бюджета. С мая 2021 года у граждан появилась возможность использования электронных сертификатов в целях приобретения ТСР. Электронный сертификат представляет собой запись в электронном реестре Государственной информационной системы электронных сертификатов (далее – ГИС ЕС). Таким образом, предназначенные для приобретения ТСР денежные средства резервируются, но фактически не переводятся на карту. При оплате ТСР картой денежные средства поступают напрямую продавцу. Для оформления электронного сертификата необходимо подать заявление посредством личного обращения в областное отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – социальный фонд России), через единый портал государственных услуг либо при посещении многофункционального центра. Заявление рассматривается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней, для резервирования денежных средств необходимо предоставить реквизиты банковской карты платежной системы МИР. На официальном сайте социального фонда России возможно ознакомиться с перечнем приобретаемых ТСР с использованием электронного сертификата и принимающих магазинов, список которых ограничен. Предельная стоимость средства реабилитации, приобретаемого с использованием электронного сертификата, определяется по результатам последней проведенной в установленном законом порядке закупки однородного товара. Соответствующая информация размещена в ЕИС в сфере закупок. Вместе с тем у граждан имеется возможность приобрести ТСР стоимостью выше, чем она установлена электронным сертификатом. В данном случае разницу в стоимости необходимо оплатить за счет собственных средств. При выборе в качестве способа обеспечения ТСР электронного сертификата имеется ряд преимуществ, к которым можно отнести: сокращенный срок принятия решения по результатам рассмотрения заявления (5 рабочих дней) и, как следствие, сокращение срока ожидания обеспечения ТСР, возможность самостоятельного выбора изделия и места его приобретения, наличие права приобретения ТСР с большим функционалом или дополнительными опциями с учетом доплаты за счет собственных средств.
07:07 25.02.24
Лица, которые не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование, не могут занимать должности, связанные с разработкой, производством, испытанием, хранением и продажей оружия и патронов к нему
Принят Федеральный закон от 10.07.2023 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», в соответствии с которым лица, которые не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование, не могут занимать должности, связанные с разработкой, производством, испытанием, хранением и продажей оружия и патронов к нему. Предусмотрено, что в организациях, осуществляющих деятельность по разработке, производству и испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов, разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, должности, связанные с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, техническим обслуживанием, ремонтом, утилизацией, реализацией, учетом, хранением и продажей оружия и патронов к нему, основных частей огнестрельного оружия, составных частей патронов, не могут замещать лица, которые не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия. Изменения вступают в силу 07.01.2024.
12:27 24.02.24
Уточнены основания привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на розничных рынках
Принят Федеральный закон от 10.07.2023 № 322-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым уточнены основания привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на розничных рынках. В частности, установлено, что предоставление на территории розничного рынка торгового места, складского, подсобного, административно-хозяйственного или иного помещения управляющей рынком компанией, должностным лицом управляющей рынком компании или лицом, заключившим с такой компанией договор о предоставлении торгового места или указанного помещения, иностранному гражданину или лицу без гражданства, привлекаемым на данном розничном рынке к трудовой деятельности с нарушением установленных правил привлечения к такой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе в случае превышения установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках). Такие деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. Предоставление на территории розничного рынка торгового места, складского, подсобного, административно-хозяйственного или иного помещения управляющей рынком компанией, должностным лицом управляющей рынком компании или лицом, заключившим с такой компанией договор о предоставлении торгового места или указанного помещения, другому лицу, которое не имеет разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически использует на данном розничном рынке труд иностранных работников либо которое привлекает к трудовой деятельности на данном розничном рынке иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такие разрешение или патент требуются в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. В случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на розничных рынках, в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на розничных рынках, в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
07:27 24.02.24
Оператор связи несет ответственность за ненадлежащее заключение договоров на оказание услуг связи
Так, статьей 13.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение оператором связи либо лицом, действующим от имени оператора связи, договора об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» способом, не предусмотренным законодательством Российской Федерации в области связи. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей. Кроме того, установлена ответственность за оказание услуг абоненту – юридическому лицу либо ИП для обеспечения функционирования пользовательского оборудования с идентификационным модулем при отсутствии в ЕСИА сведений, позволяющих идентифицировать указанных абонентов или их оборудование (штраф для должностных лиц составляет от 100 до 200 тысяч рублей, для юридических лиц - от 1 до 2 миллионов рублей). Статьей 13.29 КоАП РФ, изложенной в новой редакции, также установлена ответственность за несоблюдение порядка проверки достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП (штраф для должностных лиц составляет от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей). Административная ответственность также установлена за непредставление в Роскомнадзор информации для мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо ИП. За совершение указанного правонарушения предусмотрено наложение штрафа: на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей.
07:27 23.02.24
Подписан закон о запрете создания новых скотомогильников
Федеральным законом от 12.12.2023 № 582-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен запрет на создание новых скотомогильников с 1 сентября 2024 года. Скотомогильники, за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, зараженные возбудителем сибирской язвы, подлежат ликвидации в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации. Установлено, что содержание, эксплуатация и ликвидация скотомогильников должны осуществляться в соответствии с ветеринарными правилами. Кроме этого, Закон Российской Федерации «О ветеринарии» дополнен положениями, закрепляющими особенности обращения с биологическими отходами, под которыми понимаются останки животных и другие объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности, а также учета организаций и граждан, осуществляющих обращение с биологическими отходами, и объектов уничтожения биологических отходов. Так, в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии подлежит включению в том числе информация об организациях и о гражданах, осуществляющих обращение с биологическими отходами, и об объектах уничтожения биологических отходов. Запрещается уничтожение особо опасных биологических отходов в скотомогильниках. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положений, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Эксплуатация ранее созданных скотомогильников в целях уничтожения умеренно опасных биологических отходов допускается до 1 января 2030 года.
07:07 23.02.24
Оператор связи несет ответственность за нарушение запрета на пропуск теневого трафика
Оператор связи несет административную ответственность за неисполнение оператором связи обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера и (или) уникального кода идентификации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области связи (ст.13.2.1 КоАП РФ). Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей. Частью 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение оператором связи обязанности по прекращению оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области связи. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
12:27 22.02.24
Об ответственности за применение насилия в отношении сотрудника полиции либо за его оскорбление
Уголовная ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей предусмотрена статьей 318 Уголовного кодекса Российской Федерации. Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. За совершение указанного преступления грозит наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо  принудительные работы на срок до пяти лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет. Под угрозой применения насилия понимаются высказывания или иные действия, выражающие реальные намерения применить насилие в отношении представителя власти. Статья 319 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Наказанием за указанное преступление является штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года.
07:27 22.02.24
Уточнены особенности использования и охраны водных объектов
Федеральным законом от 25.12.2023 № 657-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации, касающиеся использования водных объектов общего пользования. В соответствии с изменениями к водным объектам общего пользования применяются правила использования водных объектов в целях рекреации (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления). Такие правила должны регламентировать требования к определению водных объектов или их частей, предназначенных в рекреационных целях, требования к определению зон отдыха и других территорий, включая пляжи, требования к срокам открытия и закрытия купального сезона, требования к определению зон купания, а также требования по охране водных объектов. Утверждение таких правил отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, утвердить их необходимо в срок до 01.03.2025. Помимо этого, нововведения касаются требований к содержанию водохранилища, уточнения полномочий органов власти в части охраны водных объектов и пр. Изменения вступили в законную силу.
12:27 21.02.24
Об ответственности за несанкционированные митинги
Митинг – это массовое нахождение людей в каком-либо месте с целью выразить мнение относительно важных проблем публично. Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена различного рода ответственность. Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако право не может быть абсолютным, и в России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП РФ. Так, если в результате несанкционированного массового мероприятия были созданы помехи для транспорта, препятствия для движения пешеходов, и т.д., организаторы понесут еще более суровую ответственность в ответственности части 3 статьи 20.2 КоАП РФ. Данные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 250 тысяч до 500 тысяч рублей. Если в ходе митинга будет причинен вред здоровью человека, либо имуществу, организатора могут привлечь к ответственности по части 4 статьи 20.2 КоАП РФ. Меры наказания достаточно суровые и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 200 часов, или административный арест на срок до 20 суток; на должностных лиц - от 200 тысяч до 600 тысяч рублей; на юридических лиц - от 400 тысяч до 1 миллиона рублей. Если организатор ранее уже привлекался к ответственности по любой части статьи 20.2 КоАП РФ и допускает нарушения вновь, его ожидает ответственность по части 8 данной статьи, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей, или обязательные работы на срок от 40 до 200 часов, или административный арест на срок до 30 суток; на должностных лиц - от 200 тысяч до 600 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного Федеральным законом             № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядка. В частности, участники массового мероприятия не вправе носить маски, находиться в состоянии опьянения, приносить оружие, алкоголь, фаеры, и т.д. Если правила участия в массовом мероприятии нарушены, возможно наложение штрафа до 20 тысяч рублей, либо назначение наказания в виде обязательных работ до 40 часов. За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования по статье 212.1. УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
07:27 21.02.24
Об уголовной ответственности за культивирование наркосодержащих растений
Статья 231 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества. За незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, виновному может быть назначен штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо ограничение свободы до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок. За те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также в особо крупном размере, грозит до 8 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под культивированием наркосодержащих растений понимается деятельность, связанная с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, а также их посев, выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям. Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 27.11.2010 № 934.
12:27 20.02.24
Об ответственности за распространение «фейковых новостей»
В соответствии с частью 9 ст. 13.15 КоАП РФ распространение в средствах массовой информации и на сайтах сети Интернет заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом правдивых фактов может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. В силу части 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ распространение в средствах массовой информации и Интернете информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. В соответствии с частью 2 статьи 207.2 УК РФ распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться в использовании для этого средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и других), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.
07:27 20.02.24
Порядок обращения в медицинскую организацию не по месту жительства
На основании ст. 41 Конституции Российской Федерации любой гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин имеет право выбрать медицинскую организацию, а также врача, при условии его согласия. Помимо этого, в статье 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» прописано, что застрахованным лицам, в случае наступления страхового случая, обязаны бесплатно оказать медицинскую помощь в медицинских организациях на всей территории РФ. От гражданина не могут требовать каких-либо объяснений по поводу причины смены поликлиники. Чтобы прикрепиться к выбранной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь амбулаторно, необходимо предоставить следующие документы: полис обязательного медицинского страхования; паспорт, временное удостоверение личности, на ребенка до 14 лет - свидетельство о рождении; законному представителю несовершеннолетнего - документ, удостоверяющий личность. Если к медицинской организации нужно прикрепить ребенка, необходимо иметь при себе: СНИЛС; документ, подтверждающий смену места жительства, если смена поликлиники происходит чаще одного раза в год из-за изменения места жительства. Таким образом, обратиться в поликлинику не по месту прописки возможно.
12:27 19.02.24
Об административной ответственности за незаконное подключение к электросети
Незаконным подключением к электросети является любое подключение без наличия разрешительного документа, даже при наличии приборов учета; вмешательство в работу электросчетчиков, самовольное распломбирование приборов, изменения их рабочего положения, повреждения механизма и т.д.; использование спецсредств и различных способов для занижения реальных показаний счетчиков; эксплуатация приборов учета с явными физическими повреждениями или вышедших из строя. За указанные действия потребителей электроэнергии, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность. Статья 7.19. КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 тысяч до 80 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; на должностных лиц - от 80 тысяч до 200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 2 лет до 3 лет; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.
07:27 19.02.24
Верховный Суд перечислил основания для исключения автомобиля из конкурсной массы многодетного гражданина
Должник просил вывести из конкурсной массы единственное в его семье транспортное средство. Первая инстанция ходатайство удовлетворила, однако апелляционная и кассационная инстанции в удовлетворении исковых требований отказали. Верховный суд Российской Федерации напомнил, что в особых случаях по мотивированному ходатайству гражданина суд вправе исключить из конкурсной массы имущество дороже 10 тыс. рублей. Речь идет об объектах, на которые по Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации можно обратить взыскание. Такое решение суда допустимо в случае, если оно обеспечит должника и его иждивенцев средствами для нормальной жизни и не нарушит баланс интересов данных лиц и кредиторов. В данном случае Верховный суд Российской Федерации поддержал суд первой инстанции (определение от 25.12.2023 № 306-ЭС23-17596) и указал, что: - на автомобиле перевозят 4 несовершеннолетних детей должника в образовательные учреждения, поликлинику и т.д.; - пользоваться общественным транспортом не позволяют здоровье гражданина и удаленность места жительства его семьи от остановок и маршрутов; - на торгах уже реализовали квартиру должника и выставили вторую.
12:27 18.02.24
Отсутствие военного билета не является препятствием для трудоустройства
При заключении трудового договора документы воинского учета предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Именно эти две категории граждан подлежат воинскому учету в организациях. В качестве документов воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организациях и заполняются карточки формы № 10, в законодательстве названы: - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство) - для призывников; - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных. Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в 2-недельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять. Отказ в приеме на работу по данному основанию может быть расценен как дискриминация в сфере труда, обжалован в установленном порядке в суд, в том числе с разрешением вопроса о взыскании суммы морального вреда.
07:27 18.02.24
Вступил в силу новый закон о занятости населения в Российской Федерации
С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Действующее регулирование постепенно отменят. Новшества для работодателей введут в 3 этапа. С 1 января 2024 года уточнены обязанности работодателей по информированию службы занятости. О сокращении штата, банкротстве, ликвидации организации, а также других действиях и событиях предстоит отчитываться исключительно через информационные ресурсы, в частности, единую цифровую платформу «Работа в России». Сообщать необходимо не только о принятых решениях, но и об их изменениях и отменах. Например, в случае если работодатель передумает вводить неполный рабочий день или сокращать штат, у него будет 3 рабочих дня на то, чтобы направить информацию о таком решении в службу занятости. Срок оповещения о появлении свободных рабочих мест и вакансий, а также об изменении этих сведений составляет 5 рабочих дней. Приоритет в трудоустройстве отдается участникам СВО и членам их семей. Введена единовременная выплата при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого, а также при создании юридического лица. Встать на учет в качестве безработного теперь возможно не только по месту жительства, но и по месту пребывания гражданина. Поиск работы и предоставление государственных услуг будут осуществляться органами службы занятости на основании индивидуального плана, сформированного с учетом пожеланий гражданина и его комплексной профессиональной оценки. Установлены максимальные и минимальные размеры пособия по безработице, которые будут индексировать раз в год с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. По общему правилу размер максимальной величины пособия по безработице для безработных граждан составляет: в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице - 12 792 рубля; в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице - 5000 рублей. Размер минимальной величины пособия по безработице составляет 1500 рублей. С 1 сентября 2024 года обновят положения о квотах для инвалидов. Регионы установят их для работодателей, у которых трудоустроены более 35 человек. Квота составит от 2 до 4% от среднесписочной численности персонала. Сейчас указанное правило действует для организаций, где более 100 работников. При численности от 35 человек субъекты Российской Федерации могут вводить квоту до 3%. Регионы смогут дифференцировать квоты в зависимости от отрасли экономики, муниципального образования, среднесписочной численности персонала. С 1 января 2025 года введут профилирование работодателей. Чтобы оказывать поддержку в сфере занятости, их распределят на группы в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, финансового положения и др. Основным способом обращения в службу занятости станет электронный: через единую цифровую платформу «Работа в России» или портал государственных услуг Российской Федерации. Кроме того, появится реестр работодателей, у которых выявили факты нелегальной занятости.
12:27 17.02.24
Единые критерии получения социальной помощи
С 01.01.2024 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2023 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и изменения в Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Теперь при назначении государственной социальной помощи вместо понятия «домохозяйство» используется понятие «семья». В ее состав входят заявитель, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, установленные законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте страны. Правительство Российской Федерации может устанавливать правила оказания помощи на основании социального контракта в части, не урегулированной законом. Подать заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, теперь можно через Портал государственных услуг Российской Федерации и многофункциональный центр (при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом социальной защиты населения). Право на помощь в виде набора социальных услуг получили лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
07:27 17.02.24
Основания и порядок поворота исполнения решения суда, отмененного по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
В соответствии с положениями ст. 443 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации при отмене решения суда, приведенного в исполнение, с вынесением по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требованиях полностью или в части, о прекращении производства по делу либо оставлении заявления без рассмотрения, истцом ответчику возвращаются взыскания, произведенные по отмененному решению, то есть происходит поворот исполнения решения суда. Федеральным законом от 24.06.2023 N° 279-Ф3 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 445.1 «Порядок поворота исполнения судебного постановления, отмененного по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Исходя из положений данной нормы при отмене судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам или новым обстоятельствам в судебном постановлении, которым суд окончательно разрешает спор, либо производство по делу прекращается, либо заявление оставлено без рассмотрения, разрешается вопрос о повороте исполнения судебного постановления. При этом, если судом в новом судебном постановлении вопрос о повороте исполнения судебного постановления не разрешен, лица, участвующие в деле, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд первой инстанции. По делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца, поворот исполнения судебного постановления не допускается при отсутствии установленных фактов сообщения истцом ложных сведений или представления им подложных документов.
12:27 16.02.24
Определены случаи, когда за переводы между счетами физлица в разных банках не будут брать комиссию
Федеральным законом от 04.08.2023 № 482-ФЗ внесены изменения в порядок перевода денежных средств со счетов, открытых физическим лицом в разных банках (других кредитных организациях). Теперь кредитная организация не сможет брать комиссию, когда деньги переводятся по поручению гражданина в рублях в совокупном размере не более 30 000 000 рублей ежемесячно. Правило действует, если денежные средства переводятся с банковского счета (вклада) физлица, открытого в данной кредитной организации, на банковский счет (вклад) того же физлица, открытый в иной кредитной организации, или спецсчет оператора финансовой платформы, бенефициаром по которому является вышеуказанное физлицо. Кредитная организация не вправе ограничивать размер или количество таких операций в пределах совокупного ежемесячного размера операций (то есть 30 000 000 рублей). При этом комиссия будет взиматься за переводы, которые проводятся при личном присутствии гражданина или его представителя в кредитной организации, и за переводы посредством платежных карт, проводимые по правилам платежных систем, в рамках которых эмитируются эти карты. Перед осуществлением перевода при личном присутствии физлица (или его представителя) кредитная организация должна сообщить ему обо всех правилах перевода. Кроме того, эта информация должна быть размещена в месте, где оказываются услуги, на официальном сайте организации и в ее мобильном приложении. Законом также предусматривается, что по договору банковского вклада, внесенного гражданином на условиях его выдачи по окончании определенного срока, кредитная организация должна бесплатно уведомить гражданина о том, что срок его вклада истекает, не позднее чем за 5 календарных дней до даты истечения. По договору банковского вклада, внесенного гражданином на условиях его выдачи по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, о наступлении которых организация знает или должна была знать, информация должна быть доведена до вкладчика в течение 5 календарных дней после дня, когда наступили такие обстоятельства. Закон начнет действовать, когда истекут 180 дней после дня его официального публикации, за исключением п. 1 ст. 1, вступающего в силу по истечении 270 дней после дня публикации.
07:27 16.02.24
На кого возлагается обязанность по уведомлению о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения?
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на государственных и муниципальных служащих возложена обязанность уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения. Указанная обязанность также распространена на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Исключением являются случаи, когда по фактам обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений уже проведена или проводится проверка. Следует отметить, что при возникновении указанных правоотношений данная категория граждан находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем). При этом неисполнение обязанности по уведомлению о случае обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12:27 15.02.24
Законодателем приняты меры к исключению конфликта интересов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд
С 01.07.2022 вступили в законную силу положения Федерального закона от 11.06.2022 № 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), которым введены правовые нормы, направленные на исключение конфликта интересов при проведении закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд. В частности:    – уточнены условия, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд;     – конкретизирован перечень лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;     – установлен перечень лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;     – закреплена обязанность члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;    – к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок установлено требование о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок. Кроме этого, документом определено, что заказчики будут получать информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Действующие Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до 01.10.2022.
07:27 15.02.24
Условия освобождения взяткодателя от уголовной ответственности
Данный вопрос урегулирован статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности в одном из следующих случаев либо в их совокупности: - активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления; - наличии в отношении него вымогательства взятки со стороны должностного лица; - добровольного сообщения о даче взятки после совершения преступления в правоохранительный орган, имеющий право возбудить уголовное дело. Активное способствование раскрытию преступления означает не только признание себя виновным и чистосердечное признание, но также выражается в предоставлении органам следствия до того неизвестной им информации, например, о месте нахождения орудий преступления, представлении вещественных доказательств, помощи в организации и проведении следственных действий и совершении иных действий. Сообщение о даче взятки может быть сделано как в устной, так и в письменной форме и признается добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не признается добровольным заявление о даче взятки в связи с задержанием лица по подозрению в совершении этого преступления.
12:27 14.02.24
Как потерпевшим и свидетелям компенсировать денежные средства, затраченные в уголовном судопроизводстве?
В соответствии со ст. 131 УПК РФ расходы, понесенные в связи с производством по уголовному делу, являются процессуальными издержками. К ним отнесены в том числе суммы, выплачиваемые физическим и юридическим лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство в качестве участников (потерпевшим, их представителям, свидетелям, экспертам, переводчикам, понятым, адвокатам и другим лицам). Процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета. Потерпевшие и свидетели могут рассчитывать на возмещение следующих расходов: - средств, затраченных в связи с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, по найму жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства); - выплат вознаграждения их представителям. Кроме того, работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшим, свидетелям, их законным представителям возмещается недополученная заработная плата за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Если данные лица не имеют постоянной заработной платы, им выплачиваются фиксированные суммы за отвлечение от обычных занятий.  Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными расходами, понесенными на любой стадии уголовного судопроизводства, при условии их необходимости и оправданности. Для возмещения процессуальных издержек потерпевший, свидетель может обратиться с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, к дознавателю, следователю, прокурору либо в суд в зависимости от стадии уголовного судопроизводства. Понесенные затраты необходимо подтвердить соответствующими документами. По результатам рассмотрения заявления выносится постановление (определение). Расходы, связанные с производством по делу, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с последующим рассмотрением вопроса об их взыскании в доход государства с осужденных, а также с лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям.  Возможность компенсации затраченных на участие в уголовном деле средств не поставлена в зависимость от платежеспособности конкретных физических лиц, что направлено на соблюдение прав и законных интересов участников процесса. Осужденные, а также лица, в отношении которых уголовное дело или уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, освобождаются от уплаты издержек в случае имущественной несостоятельности, а также если это может существенно отразиться на материальном положении лиц, которые находятся на их иждивении. При данных обстоятельствах расходы, связанные с производством по делу, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
07:23 14.02.24
Об уголовной ответственности за вандализм
Статьей 214 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за вандализм. Осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах является преступлением. Ответственность за это преступление наступает с 14 лет. Виновному лицу грозит штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев. Возможно назначение обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до трех месяцев. Максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет может быть назначено за совершение указанного преступления группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
07:27 31.01.24
Установлены правила пробации
С 1 января 2024 года вступит в силу Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее – Закон № 10), закрепляющий совокупность мер в отношении осужденных и бывших заключенных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая их ресоциализацию, соцадаптацию, защиту прав и законных интересов. В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2023 года № 350 «О ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация в соответствии с Законом № 10» установлен порядок исполнения обязанностей и реализации прав учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации. В документе отражены правила социальной и воспитательной работы с осужденными, а также оказания им психологической помощи. Установлены правила содействия бывшим заключенным в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве. Индивидуальная программа для пенитенциарной пробации будет разрабатываться с 1 января 2025 года. Установлена ее форма и порядок подготовки. Указаны критерии и методика оценки индивидуальной нуждаемости в пробации. Осужденный сможет попросить об оказании содействия не позднее 2 месяцев до освобождения.
12:27 30.01.24
Арендатор вправе потребовать неосновательное обогащение с лица, который без оснований пользовался его арендованной землей
Суд отменил вынесенные ранее судебные акты и направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело о взыскании неосновательного обогащения. Верховный суд Российской Федерации указал, что вывод судов о том, что истец является ненадлежащим является неверным, а сбережение имущества (денежных средств) образовалось на стороне ответчика за счет истца, исполнившего обязанность по внесению платы за пользование земельным участком, часть которого занята принадлежащей на праве хозяйственного ведения ответчику станцией (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года № 305-ЭС23-15148 по делу № А41-40464/2022). Компания потребовала взыскать с предприятия в том числе неосновательное обогащение. Три инстанции отказали в удовлетворении исковых требований. Верховный суд Российской Федерации отправил дело на пересмотр. При банкротстве общества компании как кредитору передали объекты недвижимости должника и право аренды публичной земли под ними. Один из упомянутых объектов находится в хозяйственном ведении предприятия, с которым истец не заключал договор субаренды части участка. Таким образом, предприятие фактически использовало без внесения платы часть участка в границах публичной земли, право аренды которой перешло к компании. При этом последняя оплачивала арендодателю пользование всей землей. Вывод о том, что компания является ненадлежащим истцом, ошибочен. Право на взыскание неосновательного обогащения имеет то лицо, за счет которого ответчик приобрел имущество без оснований. В данном случае сбережение имущества (денег) образовалось на стороне предприятия за счет компании, которая платила за пользование землей, часть которой занята объектом ответчика. Следовательно, именно компания, а не собственник публичной земли вправе требовать взыскания с предприятия неосновательно сбереженных платежей соразмерно используемой части участка.
07:27 30.01.24
Ответственность за использование поддельного паспорта гражданина России
Подделкой паспорта является как незаконное изменение отдельных частей подлинного паспорта путем подчистки, дописки, замены элементов и так далее, искажающее его действительное содержание, так и изготовление нового паспорта, содержащего заведомо ложные сведения, в том числе с использованием подлинных бланка, печати, штампа. Использование поддельного паспорта гражданина РФ – преступление, за которое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Подделка в целях использования паспорта гражданина наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч.2 ст.327 УК РФ). Под использованием заведомо поддельного (подложного) паспорта понимается его представление по собственной инициативе или по требованию уполномоченных лиц и органов в соответствующее учреждение либо должностному лицу, иным уполномоченным лицам в качестве подлинного в целях получения (подтверждения) права, а равно освобождения от обязанности (причем независимо от достижения этих целей). Приобретение в целях использования либо использование заведомо поддельного паспорта гражданина наказывается ограничением свободы на срок до года, либо принудительными работами на срок до года, либо лишением свободы на срок до года (ч.3 ст.327 УК РФ). Указанные деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок. При этом хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное с использованием поддельного паспорта, изготовленного другим лицом, полностью охватывается составом мошенничества (ст.159, ч.4 ст.327 УК РФ).
12:27 29.01.24
С 1 января 2024 года вступает в силу новый Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации"
Федеральный закон предусматривает новое правовое регулирование отношений в сфере занятости населения с учётом современного состояния рынка труда и сложившейся к настоящему времени системы мер государственной поддержки граждан, ищущих работу. Определяются основные понятия в сфере содействия занятости населения, в том числе такие понятия, как «граждане, ищущие работу», «безработные граждане», «граждане, находящиеся под риском увольнения», устанавливаются основания признания граждан безработными. Кроме того, систематизируются меры государственной поддержки в сфере содействия занятости населения, уточняется порядок их предоставления, а также предусматриваются специальные меры государственной поддержки, направленные на содействие занятости инвалидов, лиц, завершивших прохождение военной службы, молодёжи. Федеральным законом устанавливаются минимальная и максимальная величины пособия по безработице и условие об их ежегодной индексации с учётом индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Также регламентируются вопросы организации и деятельности органов службы занятости, в том числе вводятся новые процедуры работы этих органов с гражданами, ищущими работу (анкетирование, профилирование и составление индивидуального плана содействия занятости), определяется порядок взаимодействия органов службы занятости с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, профсоюзами и другими организациями в части разработки и реализации государственной политики в сфере занятости, организации профессиональной ориентации граждан, противодействия нелегальной занятости. Положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032– 1 «О занятости населения в Российской Федерации» признаются утратившими силу (за исключением отдельных положений, которые поэтапно утратят силу в период до 1 января 2025 года).
07:27 29.01.24
Установлен порядок подачи заявления о сокращении срока найма специализированного жилого помещения, заключенного с лицами, которые относились к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2023 № 2047 утверждены Правила подачи и рассмотрения заявления о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направления информации о принятом решении. Сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения допускается при наступлении совокупности обстоятельств, предусмотренных пунктом 6.2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. В связи с внесением уточнений в положения названного закона постановлением утверждены: порядок подачи и рассмотрения заявления о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения с указанными лицами, перечень прилагаемых к заявлению документов и порядок направления информации о принятом решении, в том числе через МФЦ либо единый портал госуслуг.
12:27 28.01.24
Закон о запрете комиссий при оплате ЖКУ некоторыми физлицами опубликован
С 1 июля 2024 года кредитным организациям нельзя взимать с граждан комиссию при перечислении платы за жилье и коммунальные услуги, а также пеней за несвоевременные и (или) неполные платежи. Речь идет о физлицах, которым нужна соцподдержка. Их категории определит правительство. Сходные правила установлены для платежных агентов, в т.ч. банковских. Исключение - организации федеральной почтовой связи.
07:27 28.01.24
Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование использования информационно-телекоммуникационных технологий в уголовно-процессуальной сфере
Федеральным законом от 25.12.2023 № 672-ФЗ внесены изменения в статьи 222, 474-1 УПК РФ, введена дополнительная статья 474-2. Предусматривается возможность изготовления в органах прокуратуры и предварительного расследования обвинительного заключения в форме электронного документа при наличии соответствующего ходатайства либо согласия обвиняемого, защитника или потерпевшего. Кроме этого, участники уголовного судопроизводства получат возможность обращаться в электронном виде к прокурору, руководителю следственного органа, следователю, дознавателю, в орган дознания с ходатайствами, заявлениями, жалобами, представлениями и требованиями. Использование документов в электронной форме будет допустимо при наличии технической возможности и при условии, что такие документы не содержат сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающих безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, а также сведений о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы личности.
Сотрудникам прокуратуры поступает много вопросов от горожан. Люди всегда должны знать какие у них права, и как правильно урегулировать проблемные ситуации с позиции действующего законодательства.
Чтобы ответить на все вопросы, сотрудникам прокуратуры требуется время, поэтому на нашем сайте вы сможете получить необходимые комментарии от сотрудников прокуратуры в разделе "Прокурор разъясняет" и посмотреть ответы на наиболее важные и частые вопросы от граждан. 
Задать вопрос напрямую можно напрямую обратившись в прокуратуру г. Балаково и Балаковского района Саратовской области.

Когда можно и нужно подавать жалобу в прокуратуру?

Прокуроры не вправе осуществлять правосудие, или разрешать гражданские споры. Это делает только суд. Однако по любому факту нарушения закона или прав граждан будет назначена проверка и по результатом проверки будет принято решение о вынесении представлений, возбуждении административных или гражданских дел. 

Подать жалобу в прокуратуру можно по следующим основаниям:

  • невыплата зарплаты или нарушение сроков ее выплаты.
  • незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности
  • дискриминация при приеме на работу, нарушением прав беременных и лиц с семейными обязательствами
  • иные нарушения трудовых прав;
  • нарушение процессуальных прав при расследовании административных и уголовных дел
  • незаконные действия и решения следователей, дознавателей, приставов;
  • отказ в предоставлении медпомощи,
  • поборы при оказании бесплатного лечения,
  • отказ выдать бесплатные лекарства;
  • иные нарушения закона в сфере здравоохранения 
  • нарушения в сфере санитарного благополучия, прав потребителей
  • обман в магазине, продажа товаров без лицензий и разрешений,
  • иные проступки и нарушения торговой деятельности;
  • отказ в выделении жилья или постановке в очередь, 
  • завышение тарифов оплаты коммунальных услуг, 
  • несвоевременное отселение
  • другие нарушения в сфере жилищного законодательства
  • задержки в удержании алиментов по месту работы, 
  • ненадлежащее исполнение родительских прав, 
  • отказ принять ребенка в детский сад или школу, 
  • иные нарушения в сфере защиты прав ребенка.
Это не полный перечень вопросов, которые входят в компетенцию органов прокуратуры. Даже если прокурор не уполномочен рассматривать требования, изложенные в жалобе, он обязательно направит Ваш запрос для разрешения в компетентные органы.