°С
$ - 99.38 руб.
€ - 105.10 руб.

Прокуратура разъясняет

11:04 30.11.24
О размерах налоговых вычетов в связи с расходами, понесенными в текущем году на обучение ребенка, а также на медицинские услуги, приобретение лекарств и фитнес
Федеральным законом от 28.04.2023 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» увеличены размеры предоставляемых гражданам социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Новые значения применяются к доходам, полученным с 01.01.2024. С 50 тыс. руб. до 110 тыс. руб. увеличен размер суммы расходов, с которой можно получить налоговый вычет на обучение ребенка (подопечного), Размер налогового вычета на свое обучение, медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов, физкультурно-оздоровительные услуги, по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации, а также расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию – с 120 тыс. руб. до 150 тыс. руб. При этом расходы на дорогостоящее лечение принимаются к вычету без ограничений. Новые размеры социальных вычетов будут применяться при подаче декларации по форме 3-НДФЛ за 2024 год в 2025 году. При получении вычетов у работодателя - в течение 2024 года. Прокурор города старший советник юстиции       Р.С. Яценко
11:36 29.11.24
О материальной ответственности работодателя перед работником
Трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником в ст.ст. 234-237 ТК РФ. Во всех случаях незаконного лишения работника возможности трудиться, работодатель обязан возместить не полученный им заработок, в частности: - при незаконном отстранении работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; - при отказе работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; - при задержке работодателем выдачи работнику трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности, внесения в трудовую книжку, в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника. Кроме того, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд. Материальная ответственность работодателя может наступить за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов. Работодателем также может быть выплачен моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или его бездействием.
07:12 28.11.24
Об административной ответственности за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения
Федеральным законом от 08.08.2024 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, а также самовольное пользование ими. Пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения признается самовольным если: - отсутствует договор холодного водоснабжения (водоотведения); - нарушена сохранность контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета); - абонент врезался в водопроводную сеть до установления прибора учета. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения и (или) самовольное пользование такими системами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа: - на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; - на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; - на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:15 27.11.24
О предоставлении многодетным семьям выплаты на погашение ипотеки
В статье 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» закреплено право на получение 450 тысяч рублей в счет погашения ипотечного кредита. С 12.06.2024 право на указанную меру государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации – мать или отец, у которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2030 родились третий ребенок или последующие дети и которые выступают заемщиками по ипотеке, при условии заключения кредитного договора до 01.07.2031. Выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения, признанного на дату приобретения в установленном порядке непригодным для проживания. При приобретении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства получение выплаты возможно исключительно после регистрации права собственности на жилой дом, построенный на таком участке. Согласно внесенным поправкам, в случае если кредитный договор заключен гражданином в целях приобретения объекта недвижимости, ранее являвшегося обеспечением обязательств другого гражданина по ипотечному жилищному кредиту, в отношении которого ранее были реализованы меры государственной поддержки, данный гражданин вправе обратиться за предоставлением мер поддержки только по истечении одного года с даты реализации предыдущей меры поддержки. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:16 26.11.24
О праве на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ) предусмотрена мера поддержки материнства, отцовства и детства в виде предоставления ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Порядок и условия назначения выплаты регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330. В соответствии с требованиями ст. 9 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется следующим категориям нуждающихся в социальной поддержке граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: - беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель, и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель); - одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации. Право на пособие возникает, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в установленном порядке, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Статьей 10 Закона № 81-ФЗ установлено, что размер пособия устанавливается в процентном соотношении от соответствующей величины регионального прожиточного минимума (50%, 75% или 100%) в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи. При этом для беременных женщин пособие исчисляется исходя из величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, а для граждан, имеющих детей в возрасте до 17 лет, - исходя из величины регионального прожиточного минимума для детей. Заявление о предоставлении ежемесячного пособия подлежит рассмотрению в территориальном отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, подается в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо лично гражданином. Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на 12 месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет. Назначение ежемесячного пособия в очередном году осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором истекает срок, на который ежемесячное пособие было назначено, по заявлению о назначении ежемесячного пособия. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие назначается на каждого такого ребенка. Решение об отказе в назначении выплаты может быть обжаловано, в том числе в органы прокуратуры, а также в судебном порядке. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:17 25.11.24
Об ответственности за коммерческий подкуп
Коммерческий подкуп - достаточно распространенный вид преступлений, совершаемых против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Чаще всего коммерческий подкуп выступает в виде так называемого «отката», когда лицу, принимающему решения, незаконно передают деньги или иные материальные ценности за заключение контракта, привилегированные условия сотрудничества и т.д., что непосредственно посягает на нормальный ход рыночных отношений. Вместе с тем Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность по статье 204 УК РФ не только для лица, получившего предмет коммерческого подкупа, но и для лица, его передавшего. Вина участников таких преступлений всегда выражена в прямом умысле. Лицо, получившее предмет подкупа, может быть привлечено к ответственности, если действия (бездействие), которые оно должно совершить в интересах передающего или иных лиц, входят в его служебные полномочия либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). В случаях, если лицо путем обмана или злоупотребления доверием получило ценности за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействие) либо за способствование таким действиям, которые оно не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп. Статья имеет формальный состав, то есть отсутствует необходимость доказывать факт причинения реального ущерба чьим-либо правам и интересам, достаточно факта передачи предмета подкупа. Предметом подкупа служат деньги, имущество, имущественные права, также незаконное оказание услуг имущественного характера, в том числе, когда по указанию заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействии) лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу. Разграничены размеры коммерческого подкупа от значительного (превышающего 25 000 рублей) до особо крупного (превышающего 1 000 000 рублей). Данный вид преступления является высоколатентным, в связи с чем, как правило, выявляется, когда один из участников противоправной деятельности сотрудничает с правоохранительными органами. Следует отметить, что при коммерческом подкупе отсутствует потерпевшая сторона. Освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего коммерческий подкуп, которое активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления либо в отношении которого имело место вымогательство предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствие в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа. Наказание за совершение преступлений, связанных с коммерческим подкупом, варьируется от наложения на виновных лиц штрафа до лишения свободы на срок до 12 лет. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:18 24.11.24
О выплатах для родителей, имеющих двое и более детей
С 1 января 2026 года вступает в силу Федеральный закон № 179-ФЗ от 13.07.2024, предоставляющий право на получение выплаты работающим родителям, имеющим двух и более детей, являющихся гражданами России и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, при условии, что родители также являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории России, являются налоговыми резидентами и с их доходов уплачен НДФЛ в году, предшествующем году обращения за назначением выплаты. Получить семейную налоговую выплату можно будет в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Семейная налоговая выплата производится территориальными органами Социального фонда России каждому из родителей при отсутствии у них задолженности по уплате алиментов. Учитываются дети в возрасте до 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются по очной форме обучения (за исключением обучения по дополнительным образовательным программам). Размер ежегодной выплаты будет определяться в виде разницы между суммой исчисленного НДФЛ с доходов заявителя за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой, исчисленной с того же дохода по ставке 6 % в полном объеме. Получение семейной налоговой выплаты не будет учитываться при определении права на получение иных выплат и мер социальной поддержки. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:21 23.11.24
Об изменениях в порядке получения социального налогового вычета на лечение недееспособных детей
Статья 219 Налогового Кодекса Российской Федерации регулирует вопросы социальных налоговых вычетов. Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 указанной статьи внесены изменения, касающиеся возможности получения социального налогового вычета в сумме расходов на оплату медицинских услуг, оказанных подопечным и детям (в том числе усыновленным), признанным судом недееспособными, и в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных таким лицам лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. Вычет распространяется на всех недееспособных детей независимо от их возраста. Основной способ получения вычета – обращение в налоговый орган по месту жительства. Для этого необходимо совершить ряд действий: - заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ; - подготовить комплект подтверждающих документов (справки об оплате медицинских услуг, уплате страховых взносов); - представить декларацию вместе с документами в налоговый орган по месту жительства в любое время в течение трех лет по окончании года, в котором были произведены расходы на лечение или приобретение медикаментов. На основании представленной декларации и документов налоговый орган проводит проверку сроком до трех месяцев, по результатам которой возвращает сумму излишне уплаченного налога. Также существует упрощенный способ получения социального налогового вычета – через работодателя, для этого необходимо: - подготовить комплект подтверждающих документов (справки об оплате медицинских услуг, уплате страховых взносов) и представить их в налоговый орган по месту жительства вместе с заявлением о подтверждении права на социальный вычет; также документы можно направить в электронном виде посредством интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»; - не позднее 30 календарный дней со дня представления заявления налоговый орган информирует о результатах рассмотрения заявления и представляет работодателю уведомление о подтверждении права на вычет; - итоговый шаг – обращение к работодателю с заявлением о предоставлении социального налогового вычета в произвольной форме; Получение социального налогового вычета у работодателя возможно до окончания календарного года, в котором произведены расходы на лечение и (или) приобретение медикаментов. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:22 22.11.24
О взыскании компенсации морального вреда за оскорбление
Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Ответственность за оскорбление предусмотрена ст. 5.61 КоАП РФ. Для взыскания компенсации морального вреда за оскорбление необходимо обратиться в суд по месту жительства оскорбившего Вас лица. При этом необходимо доказать какие физические и нравственные страдания Вам причинены в связи с высказанными оскорблениями, предоставив доказательства суду. В соответствии с п. 57 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», ст. 23, 24 ГПК РФ дела по требованиям о компенсации морального вреда, заявленным самостоятельно, подсудны районным судам. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, п. 53 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33, п. 20 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.03.2016, привлечение лица к административной ответственности за оскорбление не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении, в т.ч. предусмотренном ст. 5.61 КоАП РФ, обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 4 п. 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение). Таким образом, суд, принимая решение по иску, вытекающему из дела об административном правонарушении, решает вопрос о размере возмещения, при этом повторно не устанавливает вину оскорбившего истца лица. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:24 21.11.24
Об уголовной ответственности за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов
Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Согласно статье, уголовная ответственность наступает за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние (по статье 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 УК РФ. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей. Совершение указанного преступления влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничения свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Если указанное нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, то предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет. В случае наступления смерти двух или более лиц, срок лишения свободы может быть назначен до 7 лет. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:25 20.11.24
О признании лица потерпевшим по делам о взяточничестве
Конституционным судом Российской Федерации проверена конституционность ч. 1 ст. 42 УПК РФ (постановление от 01.10.2024 № 42-П). Так, установлено, что действующие нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации позволяют признавать потерпевшим лицо, которое отказалось от предложения чиновника о даче взятки, сообщило об этом предложении в правоохранительные органы и содействовало изобличению виновного. Отказ от дачи взятки, своевременное заявление о ней и добровольное, активное содействие в изобличении виновных свидетельствуют о правомерности и общественной полезности поведения лица. Склонение к даче взятки лицо может расценивать для себя как неприемлемое и (или) оскорбительное поведение со стороны чиновника, тем более, если оно прямо либо косвенно находится в зависимом от предполагаемого преступника положении. Нельзя исключать последующую защиту и восстановление его нарушенных прав. Кроме того, действующие нормы не предполагают отказа в признании лица потерпевшим от должностного преступления только лишь в силу того, что основным и непосредственным объектом деяния выступают интересы публичной власти и государственной либо муниципальной службы. Таким образом, лицо, отказавшееся от дачи взятки и сообщившее о ней в правоохранительные органы, должно признаваться потерпевшим. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:26 19.11.24
О признании совершения умышленных преступлений с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ или Интернете, отягчающим вину обстоятельством
Федеральным законом от 08.08.2024 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" статьи 105 («Убийство»), 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»), 116 («Побои»), 117 («Истязание»), 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»), 126 («Похищение человека»), 127 («Незаконное лишение свободы»), 127.2 («Использование рабского труда») УК РФ дополнены новым квалифицирующим признаком – совершение соответствующего деяния с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях, включая Интернет. В связи с указанными изменениями, обстоятельства, отягчающие наказание, предусмотренные ст. 63 УК РФ, дополнены новым пунктом «т» - совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»). Кроме того, предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за совершение преступлений, предусмотренных статьями 111, 112, 115, 116, 117 и 127 УК РФ. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:34 18.11.24
Об урегулировании конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, а также при разработке и рассмотрении клинических рекомендаций
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» в ст. 75 установлено, что под конфликтом интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности понимается ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов. В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник или фармацевтический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации или руководителя аптечной организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Таким уполномоченным органом является Комиссия Министерства здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, действующая на основании Приказа Минздрава РФ от 21 декабря 2012 года № 1350н. Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности влечет административную ответственность в соответствии со статьей 6.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:31 18.11.24
Об ограничении посещение мест, в которых может регулярно находиться потерпевший
Конституционный Суд Российской Федерации при проверки конституционности ч. 1 ст. 53 УК РФ, указал, что ч. 1 ст. 53 УК РФ не исключает конкретизацию судом ограничения посещать определенные места запретом посещения мест, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние (от 31.01.2024 № 4-П). При этом и сама природа ограничения свободы как вида наказания вполне допускает наличие в его содержании ограничений нахождения в определенных местах, направленных на минимизацию рисков контактов осужденного с потерпевшим. Таковые не будут являться дополнительным наказанием или ужесточением уже предусмотренного уголовным законом по воле законодателя наказания. Соответственно, потерпевший от преступления, за которое в качестве наказания предусмотрено ограничение свободы, не лишен возможности при рассмотрении дела требовать от суда при назначении данного вида наказания установления ограничения (запрета) осужденному посещать места, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние. Отказ в установлении такого ограничения (запрета), в том числе по конкретному заявленному потерпевшим месту, должен быть мотивирован, причем принципиальная невозможность установления ограничений такого рода впредь не может быть основанием для такого отказа. Вместе с тем запретить посещать места, где могут регулярно находиться близкие потерпевшего, нельзя. Однако это не препятствует тому, чтобы установить ограничение осужденному на посещение таких мест в связи с тем, что сам потерпевший регулярно в них находится (например, образовательное учреждение, в котором учится ребенок потерпевшего). Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:32 17.11.24
Об уголовной ответственность за мошенничество при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат
Уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, предусмотрена ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Для целей этой статьи к социальным выплатам, в частности, относятся пособие по безработице, компенсации на питание, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставление лекарственных средств, технических средств реабилитации, а также средства материнского капитала. Квалифицирующими признаками данного преступления являются (части 2-4 статьи 159.2 УК РФ): совершение указанного деяния группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения, в крупном размере (более 250 тыс. рублей) и особо крупном размере (более 1 млн рублей). Максимальное наказание, которое грозит виновному лицу за совершение преступления, предусмотренного статьей 159.2 УК РФ - лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом (без такового) и с ограничением свободы (без такового). Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:35 16.11.24
О расширении перечня угроз национальной безопасности в сфере оборота наркотиков
В Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 № 733, внесены изменения Указом Президента Российской Федерации от 29.03.2023 № 216. К угрозам отнесена деятельность специальных служб и экстремистских, в том числе националистических, организаций иностранных государств, причастных к незаконному производству и контрабанде наркотиков, а также к их незаконному распространению в России. Кроме того, запланировано совершенствование правовых и организационных механизмов социальной реабилитации больных наркоманией и ресоциализации наркопотребителей, распространение положительного опыта в этой сфере в регионах. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:37 15.11.24
Об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность
Законодательство предусматривает уголовную ответственность за вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста путем обмана, обещаний, угроз или иным способом несовершеннолетнего лица в совершение преступления. Федеральным законом от 29.05.2024 № 111-ФЗ «О внесении изменений в ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации» в ч. 4 ст. 150 УК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми более суровое наказание будет наступать за вовлечение несовершеннолетнего лица в совершение трех и более преступлений небольшой или средней тяжести. Изменение, предусмотренное Федеральным законом, позволит квалифицировать такие деяния как тяжкие преступления, аналогично вовлечению несовершеннолетнего в преступную группу, в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по дискриминационным мотивам. Наказание в данном случае будет назначено в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок 2 года либо без такового. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:39 14.11.24
О порядке распоряжения остатками средств материнского капитала
Право на единовременную выплату имеют семьи, у которых после распоряжения средствами маткапитала его остаток не превышает 10 тысяч рублей. Социальный фонд России уведомит лиц, которым положена единовременная выплата, посредством Единого портала госуслуг. Заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение единовременной выплаты может быть подано в территориальный орган Социального фонда России: - в электронном виде посредством Единого портала госуслуг; - через МФЦ; - лично или через представителя; - по почте. Средства поступят на банковский счет лица в течение 5 рабочих дней со дня принятия территориальным органом Социального фонда России решения об удовлетворении заявления. Постановлением Правительства от 11.09.2024 № 1249 «Об утверждении правил направления средств материнского (семейного) капитала на получение единовременной выплаты и формы заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение единовременной выплаты» утверждена форма указанного заявления. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:40 13.11.24
О порядке получения результатов государственной или муниципальной услуги законным представителем несовершеннолетнего
Федеральным законом от 08.07.2024 № 172-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым получить результаты предоставления государственной или муниципальной услуги на бумажном носителе может законный представитель несовершеннолетнего, который не обращался с соответствующим заявлением. В этом случае заявитель (законный представитель несовершеннолетнего), в момент подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о документе, удостоверяющем личность другого законного представителя несовершеннолетнего, уполномоченного на получение результатов предоставления соответствующей услуги в отношении несовершеннолетнего. В случае, если заявитель в момент подачи заявления о предоставлении услуги письменно выразит желание получить запрашиваемые документы в отношении несовершеннолетнего лично, то они не могут быть выданы другому законному представителю несовершеннолетнего. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:41 12.11.24
О регистрации по месту жительства и по месту пребывания граждан, не достигших 14-летнего возраста
В Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2024 № 1042 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713», согласно которым регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями, осуществляется в том числе с представлением одного из документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации у несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, перечень которых определен пунктами 173 и 174 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации». Заявители вправе не представлять документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации у несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, если сведения о наличии у него гражданства Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:43 11.11.24
Об ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание и пропаганду терроризма
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет террористическую деятельность, как включающую в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта, подстрекательство к террористическому акту, организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре, вербовку, вооружение, обучение и использование террористов, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта, пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. За публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание и пропаганду терроризма уголовным законом установлена ответственность, которая предусмотрена в ст. 205.2 УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 205.2 УК РФ основанием для уголовного преследования являются действия лица либо лиц, связанные с публичными призывами к осуществлению террористической деятельности, публичным оправданием терроризма или пропагандой терроризма. Квалификации по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ подлежат те же действия, но совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Перечисленные в указанной статье действия влекут назначение наказание, по части 1 – в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишения свободы на срок от двух до пяти лет, по части 2 – в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишения свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Уголовная ответственность за преступление распространяется на лицо, достигшее ко времени его совершения шестнадцатилетнего возраста. Исходя из примечания к статье 2052 УК РФ под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, под пропагандой терроризма – деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:44 10.11.24
О порядке назначения и выплаты пособия по безработице
Федеральным законом от 12 декабря 2023 года №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице назначается на срок 6 месяцев, начиная со дня их регистрации в качестве безработных в размере максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Лицам, трудоустроенным до истечения 6-месячного периода выплаты пособия по безработице, орган службы занятости будет производить выплату разницы между фактической зарплатой за каждый полностью отработанный месяц и средней зарплатой по региону до окончания 6-месячного срока. Для назначения доплаты необходимо ежемесячно представлять в орган службы занятости справку от работодателя о фактически начисленной сумме заработной платы. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым исполнилось 23 года в течение 6-месячного периода со дня регистрации их в качестве безработных, пособие по безработице будет выплачиваться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Данные условия назначения и выплаты пособия по безработице направлены на стимулирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к активной позиции при поиске работы и к трудоустройству, и на обеспечение материальной поддержки трудоустроенных сирот. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
18:39 15.10.24
О приеме на работу без военного билета
Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета (военный билет, справка взамен военного билета, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа). Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в трудовом законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, а также их отсутствие не связано с его деловыми качествами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» п.п. «а», «г», «д» п. 30 установлено, что в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях: - проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении) - информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в течение 5 рабочих дней со дня их выявления; - выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны направлять сведения о принятых на работу граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять в военные комиссариаты в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений, а сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять, - в течение 3 рабочих дней, в том числе с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций). За несообщение или несвоевременное предоставление должностными лицами организаций в установленном законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, предусмотрена административная ответственность по ст. 21.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе не сообщение в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет о месте работы или должности также предусмотрена административная ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
08:38 15.10.24
О процессуальных издержках по уголовному делу
Согласно ст.131 УПК РФ процессуальными издержками являются связанные с уголовным судопроизводством расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. Процессуальные издержки, связанные с выплатами участникам процесса (потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту) на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием, суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы, суммы, выплачиваемые адвокату (защитнику) за оказание им юридической помощи в случае его участия в уголовном судопроизводстве по назначению, и некоторые другие взыскиваются с осужденных, а также с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим право на реабилитацию, или же возмещаются за счет средств федерального бюджета. Взыскание процессуальных издержек с лица происходит только по судебному решению. При этом в соответствии с требованиями действующего законодательства при принятии решения о взыскании с лица процессуальных издержек ему должна быть предоставлена возможность довести до сведения суда свою позицию относительно размера взыскиваемых издержек и своего имущественного положения. При разрешении данного вопроса суд учитывает сведения о личности, в том числе состояние его здоровье, наличие либо отсутствие у него заболеваний, препятствующих осуществлению трудовой деятельности. Его семейное положение, наличие иждивенцев, а также долговых обязательств Суд вправе освободить осужденного полностью или частично от уплаты процессуальных издержек, если это может существенно отразиться на материальном положении лиц, которые находятся на иждивении осужденного. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
08:36 14.10.24
Ответственность за сокрытие арестованного имущества
Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплено право судебного пристава-исполнителя в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях наложить арест на имущество должника. При этом указанная обеспечительная мера может быть применена и в течение срока, установленного для добровольного исполнения, то есть с момента возбуждения исполнительного производства. Под арестом понимается запрет на распоряжение имуществом, а в случае необходимости - ограничение права пользования имуществом и его изъятие с целью реализации. Запрет распоряжаться арестованным имуществом ограничивает должника в возможности его отчуждения - продажи, дарения, сдачи в аренду, оформления залога, тот есть каким-либо образом изменять статус (юридическую судьбу) арестованного имущества. Ограничение права пользования арестованным имуществом необходимо тогда, когда использование имущества может привести к уменьшению его стоимости. Необходимо помнить, что если судебным приставом-исполнителем не оговорена возможность использования арестованного имущества (в постановлении о наложении ареста и (или) в акте о наложении ареста), то пользоваться им нельзя. Изъятие имущества применяется тогда, когда существует вероятность отчуждения должником имущества с целью его сокрытия. Несоблюдение ограничений, установленных судебным приставом-исполнителем в отношении арестованного имущества, влечет уголовную ответственность.  Растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту, образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 312 УК РФ. Этим же составом охватывается осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест. К ответственности по данной статье может быть привлечено лицо, которому данное имущество вверено, в том числе должностное лицо, которому передано на хранение арестованное имущество, служащий кредитной организации, совершивший банковские операции. Под растратой понимается израсходование имущества лицом, которому оно было вверено для сохранности. Отчуждение является разновидностью растраты, состоящей в передаче имущества третьим лицам (продажа, передача в залог, обмен и др.). Сокрытие — это утаивание имущества, затрудняющее его изъятие. Незаконная передача имущества — это любой переход имущества к третьим лицам, совершенный без согласия уполномоченных органов. За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ, предусмотрено наказание в виде: штрафа в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, обязательных работ на срок до 480 часов, принудительных работ на срок до 2 лет, ареста на срок до 6 месяцев, лишения свободы на срок до 2 лет. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
18:37 13.10.24
Об ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ
Статьей 273 УК РФ предусмотрена ответственность за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации. Санкцией части 1 указанной статьи предусмотрены такие виды наказаний как: - ограничение свободы на срок до четырех лет - принудительные работы на срок до четырех лет - лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев. Те же деяния совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности наказываются по ч.2 ст.273 УК РФ, санкцией которой предусмотрено в качестве самого строгого наказания лишениее свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если указанные деяния повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, по ч.3 ст.273 УК РФ наказываются лишением свободы на срок до семи лет. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
18:35 13.10.24
Об обязательном страховании пассажиров легкового такси
Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» с 01.09.2024 введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП)для легкового такси. Индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо, ранее получившие разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны заключить договор ОСГОП в отношении каждого транспортного средства и представить информацию о нем в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) для внесения сведений в региональный реестр легкового такси до 01.11.2024. Непредставление указанной информации в установленный срок влечет приостановление и аннулирование действия разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Сумма компенсации пострадавшим в случае причинения вреда жизни пассажира составляет в размере не менее 2 025 000 руб. на 1 пассажира; причинения вреда здоровью пассажира - не менее 2 000 000 руб. на 1 пассажира; причинения вреда имуществу пассажира - не менее 23 000 руб. на 1 пассажира. Ст.11.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований о страховании ответственности перевозчика. Так, перевозка пассажиров перевозчиком, не заключившим договор ОСГОП, влечет административное наказание в виде штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. Кроме того, ч.2 ст.11.31 КоАП РФ за непредоставление пассажирам информации о страховщике и договоре ОСГОП предусмотрено административное наказание для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа в размере от 1 000 руб. до 3 000 руб., а для юридических лиц от 10 000 руб. до 30 000 руб. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
08:34 13.10.24
О порядке выдачи заверенных копий судебных решений
В п. 14.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36 закреплен порядок выдачи копий судебных решений, согласно которому копии решения (приговора, решения, определения, постановления (далее – судебные акты)) суда по делам выдаются (направляются) в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством. В иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, порядок выдачи (направления) копий судебных актов определяется председателем суда. Выдаваемые судом копии судебных актов должны быть заверены подписями судьи, председательствующего по делу, а в случае его отсутствия – председателя суда, его заместителя или иного уполномоченного им лица, секретаря суда либо иного уполномоченного работника аппарата суда, а также гербовой печатью суда. При заверении соответствия копии судебного акта подлиннику на лицевой стороне последнего листа под текстом копии судебного акта (ниже реквизита «Подпись») проставляется штамп «Копия верна» и гербовая печать суда. В правом верхнем углу первого листа документа проставляется штамп «КОПИЯ». Если копия документа состоит из нескольких листов, то все листы должны быть пронумерованы, прошиваются нитью либо скрепляются скобой с использованием степлера; на оборотной стороне последнего листа в местах скрепления накладывается наклейка с заверительной надписью с указанием суда, подпись скрепляется гербовой печатью суда. Гербовую печать ставят таким образом, чтобы частично захватить отрезок бумаги, заклеивающий концы нити либо место скрепления. В случае если вышестоящий суд изменил решение суда, на копии судебного акта делается об этом отметка. На выдаваемой копии судебного акта делается отметка о дате вступления в законную силу или о том, что оно в законную силу не вступило, указывается уникальный идентификатор дела (в обязательном порядке на судебных актах, вступивших в законную силу), ставится отметка о том, в каком деле подшит подлинный документ и в производстве какого суда находится дело. Копии запрашиваемых судебных актов изготавливаются уполномоченным работником аппарата суда в день поступления заявления, а при невозможности – в срок не более пяти рабочих дней с указанной даты. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
18:32 12.10.24
Об ответственности для юридических лиц за коррупционные правонарушения
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены два состава административных правонарушений в сфере противодействия коррупции, за которые юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности. Согласно ст.19.28 КоАП РФ юридическое лицо подлежит ответственности в случае незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением. По данной статье предусмотрено наказание в виде штрафа, кратного размеру вознаграждения – от 3-кратного размера до 100-кратного, но в любом случае - не менее 1 млн. рублей, с конфискацией предмета вознаграждения или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. В отличие от уголовной ответственности взяткодателя ответственность юридического лица наступает не только за передачу вознаграждения, но и за предложение или обещание такой передачи от имени или в интересах юридического лица должностному лицу за совершение им определенных действий, связанных с занимаемым служебным положением. Примечанием 5 к статье 19.28 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство. Для освобождения юридического лица от ответственности должна быть установлена именно совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением, а не каких-либо отдельных действий. По ст.19.29 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушения требований закона при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих. За указанное правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей. В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг (стоимостью в течение месяца более ста тысяч рублей), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлены во исполнение статьей 8, 12 указанного закона, в течение двух лет после его увольнения со службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
08:31 12.10.24
О запрете на использование телефона во время занятий в школе
Согласно вступившим в силу изменениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ст.43 дополнена требованием о запрете использования обучающимися мобильных телефонов. Так, с 19.12.2023 обучающиеся не вправе использовать средства подвижной радиотелефонной связи (мобильные телефоны, умные часы, если в них используется сим-карта) во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Исключения составляют случаи возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иные экстренные случаи. Личные телефоны несовершеннолетних во время уроков использоваться не должны. Использование обучающимся телефона во время урока будет считаться несоблюдением возложенной законодательством обязанности и может повлечь применение дисциплинарного взыскания. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
17:30 11.10.24
Об обращении в доход государства имущества служащего, нажитого преступным путем
В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ). Так, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) должности государственной либо муниципальной службы (а также иные лица, определенные этим законом), обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. При поступлении указанной информации согласно ст. 4 указанного закона орган подразделение, осуществляющее профилактику коррупционных правонарушений, по месту службы такого лица проводит контроль за 2 соответствием расходов служащего его доходам и доходам членов его семьи (контроль расходов). В случае установления в ходе контроля расходов фактов приобретения служащим либо членами его семьи имущества на средства на неподтвержденные служащим доходы, а также в случае, если в период такой проверки государственный (муниципальный) служащий был уволен со службы, материалы такой проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 230-ФЗ генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры рассматривают указанные материалы в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», после чего в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
08:29 11.10.24
Об ответственности «курьеров» за мошенничество
В соответствии со ст.159 УК РФ мошенничеством признается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Одним из самых распространенных способов обмана на данный момент является сообщение гражданину в ходе телефонного разговора заведомо ложных сведений о виновности родственника в дорожно-транспортном происшествии и необходимости возместить пострадавшему якобы причиненный ущерб в целях избегания уголовной ответственности. Организаторы таких преступлений посредством сети «Интернет» привлекают к их совершению так называемых «курьеров», которые, применяя меры конспирации, забирают у обманутых граждан денежные средства и перечисляют их на подставные счета, оставляя себе часть похищенного в качестве вознаграждения. Подобнее действия «курьеров» говорят об их причастности к совершению преступления. Преимущественно в роли курьеров выступают местные граждане, а иногда и жители других регионов и стран, которые по наводке «работодателей» целенаправленно прибывают на территорию региона для совершения противоправных деяний. К сожалению, попадаются на уловки вербовщиков школьники и студенты, которым обещают быстрый и легкий заработок. Объявление о заработке подростки обычно находят в социальных сетях. Все что от них требуется – приезжать по названным кураторами адресам, забирать от пенсионеров деньги и переводить на счета «работодателей», а точнее – подельников. Указанная деятельность является незаконной. За подобную «работу» курьеры подлежат уголовной ответственности наравне с иными соучастниками. Санкцией статьи предусмотрено наказание за совершение указанного преступления в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Несмотря на то, что указанная схема известна и широко распространена, в нее продолжают попадать доверчивые граждане, в основном это люди пожилого возраста. Пенсионеры, напуганные тем, что их родственники попали в беду, и им срочно требуется денежная помощь, отдают все свои сбережения в руки мошенников. В случае, если вам поступил телефонный звонок, в котором неизвестный сообщает, что ваш родственник попал в беду и ему срочно требуются деньги, не торопитесь выполнять все его требования и не поддавайтесь панике. Прервите разговор, даже если звонящие настойчиво требуют и запрещают вам это сделать, и самостоятельно свяжитесь с родственником, чтобы убедиться - действительно ли случилась беда или на самом деле с ним все в порядке. Помните, что мошенники пойдут на различные уловки, чтобы убедить вас передать деньги. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:44 10.10.24
Об изменениях в трудовом законодательстве
С 1 сентября 2024 года вступили в силу изменения, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22.04.2024 № 91-ФЗ, касающиеся нового порядка оплаты сверхурочной работы. Так, законодатель определил, что такая работа должна оплачиваться исходя из размера заработной платы работника, включая компенсационные и стимулирующие выплаты. При этом оплачивать сверхурочную работу за первые два часа работы следует не менее чем в 1.5 размере, а за последующие часы – не менее, чем в 2 размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором. Кроме того, с 1 сентября 2024 года в статье 115 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что работающим инвалидам ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 30 календарных дней (Федеральный закон № 268-ФЗ). Прокурор города старший советник юстиции Р.С. Яценко
17:43 09.10.24
О мерах защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях
Согласно положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный и муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер дисциплинарного характера к лицам, сообщившим о фактах коррупции. К лицам, замещающим должность в государственном органе, Центральном банке Российской Федерации, государственном внебюджетном фонде, государственной корпорации (компании), иной организации, созданной на основании федерального закона, публично-правовой компании, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения ими в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Для граждан, не состоящих на государственной службе, готовящихся сообщить о фактах коррупции, либо в случае нарушения их законных прав и интересов в связи с такими сообщениями предусмотрена возможность получения бесплатной юридической помощи. Также лицо освобождается от уголовной ответственности за сообщение о факте дачи взятки. Кроме того, для лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, по их заявлению может быть рассмотрен вопрос о государственной защите как участника уголовного судопроизводства. Прокурор города старший советник юстиции Р.С. Яценко
07:41 09.10.24
О предоставлении платных образовательных услуг
Согласно ст. 110 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять деятельность по оказанию платных услуг по учебным предметам за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 утверждены правила оказания платных образовательных услуг, которыми определен порядок оказания платных образовательных услуг, заключения договоров, а также ответственность сторон. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. В случае, если образовательная организация оказывает подобные услуги, она обязана на своем официальном сайте и информационных стендах разместить подробную информацию о них. Платные образовательные услуги не могут замещать образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Таким образом, в муниципальных или государственных образовательных организациях могут оказываться платные услуги по учебным предметам только в рамках дополнительного образования. Прокурор города старший советник юстиции Р.С. Яценко
Сотрудникам прокуратуры поступает много вопросов от горожан. Люди всегда должны знать какие у них права, и как правильно урегулировать проблемные ситуации с позиции действующего законодательства.
Чтобы ответить на все вопросы, сотрудникам прокуратуры требуется время, поэтому на нашем сайте вы сможете получить необходимые комментарии от сотрудников прокуратуры в разделе "Прокурор разъясняет" и посмотреть ответы на наиболее важные и частые вопросы от граждан. 
Задать вопрос напрямую можно напрямую обратившись в прокуратуру г. Балаково и Балаковского района Саратовской области.

Когда можно и нужно подавать жалобу в прокуратуру?

Прокуроры не вправе осуществлять правосудие, или разрешать гражданские споры. Это делает только суд. Однако по любому факту нарушения закона или прав граждан будет назначена проверка и по результатом проверки будет принято решение о вынесении представлений, возбуждении административных или гражданских дел. 

Подать жалобу в прокуратуру можно по следующим основаниям:

  • невыплата зарплаты или нарушение сроков ее выплаты.
  • незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности
  • дискриминация при приеме на работу, нарушением прав беременных и лиц с семейными обязательствами
  • иные нарушения трудовых прав;
  • нарушение процессуальных прав при расследовании административных и уголовных дел
  • незаконные действия и решения следователей, дознавателей, приставов;
  • отказ в предоставлении медпомощи,
  • поборы при оказании бесплатного лечения,
  • отказ выдать бесплатные лекарства;
  • иные нарушения закона в сфере здравоохранения 
  • нарушения в сфере санитарного благополучия, прав потребителей
  • обман в магазине, продажа товаров без лицензий и разрешений,
  • иные проступки и нарушения торговой деятельности;
  • отказ в выделении жилья или постановке в очередь, 
  • завышение тарифов оплаты коммунальных услуг, 
  • несвоевременное отселение
  • другие нарушения в сфере жилищного законодательства
  • задержки в удержании алиментов по месту работы, 
  • ненадлежащее исполнение родительских прав, 
  • отказ принять ребенка в детский сад или школу, 
  • иные нарушения в сфере защиты прав ребенка.
Это не полный перечень вопросов, которые входят в компетенцию органов прокуратуры. Даже если прокурор не уполномочен рассматривать требования, изложенные в жалобе, он обязательно направит Ваш запрос для разрешения в компетентные органы.