°С
$ - 78.31 руб.
€ - 91.08 руб.

Прокуратура разъясняет

07:43 11.07.25
Самозапрет на кредиты и займы
Физлица могут потребовать внести в свои кредитные истории сведения о запрете заключать договоры потребкредита или займа, кроме ипотечных или с залогом транспорта. Еще одно исключение — основной образовательный кредит с господдержкой. Для установления или снятия запрета физлицо может неоднократно подавать заявления во все квалифицированные бюро кредитных историй через Госуслуги. Не позднее 1 сентября обеспечить предоставление этой услуги должны также МФЦ.
07:42 10.07.25
Реклама потребкредитов
В рекламе ипотеки и иных кредитов (займов) для потребителей должно быть предупреждение "Оценивайте свои финансовые возможности и риски". Если в рекламе есть хотя бы 1 условие, которое влияет на полную стоимость финпродукта, надо разместить предупреждение "Изучите все условия кредита (займа)". Также следует указать раздел сайта кредитора, где можно подробно ознакомиться с данными положениями. Действующие договоры о распространении рекламы нужно привести в соответствие новым требованиям до 1 сентября. Подробности в обзоре. Документ: Федеральный закон от 26.12.2024 N 479-ФЗ
07:41 09.07.25
Регистрация прав на недвижимость
Чтоб оформить права на недвижимость, организациям нужно подавать документы только в электронной форме. Требование не касается сделок с физлицами (кроме электронных ДДУ). Для ТСЖ, ЖСК и ряда других организаций установили переходный период до конца года. Стало больше оснований для приостановления регистрации земельных участков, зданий и сооружений на них. Препятствием станет отсутствие в ЕГРН информации о границах участка. Эксперты Росреестра подробно прокомментировали эти изменения.
07:40 08.07.25
Общие собрания собственников в МКД
Для проведения заочных голосований с помощью информсистем нужно использовать только ГИС ЖКХ или ее региональные аналоги (сторонние системы можно применять только в собраниях, о назначении которых собственников уведомили до 1 марта). Сообщения о собраниях, решения и протоколы, которые разместили в ГИС ЖКХ, автоматически поступят собственникам на Госуслуги. Чтобы инициировать собрание, обладатели не менее чем 10% голосов могут обратиться, например, в управляющую компанию, в т. ч. через ГИС ЖКХ или ее региональный аналог.
07:40 07.07.25
Регистрация и применение онлайн-касс
Изменилась процедура регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ. Ее следует применять при расчетах через СБП. Направить чек покупателю можно через информресурс ФНС. Подробности в обзоре. При расчетах на рынках, ярмарках и выставках организации и ИП обязаны применять ККТ. Без использования кассы может работать лишь ограниченный круг лиц. На компании, управляющие рынками, возложены новые обязанности и ответственность за их невыполнение.
07:39 06.07.25
Ограничения и запреты в розничной торговле
На федеральном уровне запрещена продажа несовершеннолетним энергетиков и газосодержащих бытовых товаров. Перечень последних должно установить правительство. Нельзя продавать никотинсодержащую продукцию, которая находилась в обороте без маркировки по состоянию на 15 декабря 2022 года и была промаркирована до 1 декабря 2023 года. Бестабачные смеси для нагревания приравнены к никотинсодержащей продукции. Значит, на такие смеси распространяются, в частности, запрет рекламы и ограничения торговли.
07:38 05.07.25
Регистрация транспорта
Если сделку удостоверил нотариус или ее совершили через Госуслуги, то прежний владелец может сразу снять ТС с учета, а не ждать 10 дней, как раньше. Сделать это можно через Госуслуги без посещения ГИБДД. То же правило действует, если основание для смены владельца – вступивший в силу судебный акт. Полис ОСАГО исключен из числа документов для постановки ТС на учет или регистрации смены владельца. Новый владелец ТС больше не обязан оформлять полис ОСАГО в течение 10 дней после возникновения права владения. Полиция контролирует наличие полиса только в рамках надзора за соблюдением правил дорожного движения. Документ: Федеральный закон от 08.07.2024 N 174-ФЗ
07:37 04.07.25
С 1 марта 2025 года изменился порядок использования отгулов за работу в выходной день
Поправки внесли в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ работникам оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Согласно новым поправкам работник может использовать отгул за работу в выходной или праздничный день в любое время, но только в течение года со дня такой работы. Отгул можно присоединить к отпуску, предоставляемому в указанный период. Данное правило распространяется на все отгулы, которые за работу в выходной день работники выберут после 1 марта текущего года. Работодатель обязан отслеживать чтобы работник использовал отгулы в течение года. Если работник не использовал день отдыха в течение года, то он может получить соответствующую денежную компенсацию только при увольнении. В день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. За отказ работодателя работнику в отгуле за работу в выходной день предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, штраф для организации составит до 50 тыс. руб., для руководителя до 5 тыс. руб. В случае если при увольнении не компенсировать работнику неиспользуемые отгулы, организацию оштрафуют до 50 тыс. руб., руководителя до 20 тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Кроме этого, работнику необходимо оплатить проценты за задержку выплаты в порядке, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ.
07:36 03.07.25
Пропал ребенок, куда обращаться
В случае, если Ваш ребенок не вернулся ночевать домой, отсутствует более часа и самостоятельно установить его местонахождение не представляется возможным, незамедлительно обращайтесь в полицию. Не нужно ждать, пока пройдет трое суток с момента пропажи. Не теряйте времени - обращайтесь в ближайшее отделение полиции (можно позвонить по телефонам 112, 02). Заявление об исчезновении ребенка в дежурной части любого отдела полиции обязаны принять незамедлительно. Прием сообщений ведется круглосуточно. Отсутствие у вас детской фотографии, небольшой промежуток времени после пропажи ребенка, его исчезновение или проживание на территории, обслуживаемой другим ОВД, не может являться основанием к отказу в приеме заявления. Если сотрудники не принимают заявление, то обращайтесь к вышестоящему руководству отдела полиции либо в органы прокуратуры. Сотрудникам полиции вы должны рассказать о внешности ребенка, где, когда и при каких обстоятельствах он пропал, его интересах, круге общения.  Если ребенок потерялся в лесу или возле водоема, оповестите местное подразделение МЧС. Если ребенок пропал на транспорте - сообщите о нём дежурному вокзала, автостанции, сотруднику линейного ОВД на транспорте. Если ребенок пропал в ограниченном помещении, кричите как можно громче, чтобы ребенок вас услышал. Если ребенок пропал в общественных местах - на вокзалах, стадионах, зоопарках, в торговых центрах и т.д. немедленно обратитесь к менеджерам, в службу информации или охраны, попросите объявить по громкой связи о его розыске. Требуйте проверять всех детей подходящего возраста на выходах. Можно привлечь волонтеров - добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт», который занимается поиском пропавших людей (телефон горячей линии 8(800)700-54-52). Не обращение или несвоевременное обращение родителей (законных представителей) в органы полиции за розыском ребенка может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
07:35 02.07.25
Возможность использования средств материнского капитала для строительства индивидуального жилого дома по договору строительного подряда с использованием эскроу-счёта
С 01.03.2025 семьи с детьми смогут вложить материнский капитал в индивидуальное жилищное строительство с использованием эскроу-счетов. Так, семьи, получившие сертификат на материнский капитал, смогут использовать его средства для произведения оплаты по ипотечным договорам с банками на строительство дома с привлечением строительных компаний, работающих с эскроу-счетами. Эскроу-счет представляет собой специальный счет в банке, где размещаются деньги заказчика до окончания строительства, при этом оплата за выполненную работу производится строительной компании только после её фактического завершения. Основное преимущество эскроу-счетов состоит в надежной защите денежных средств граждан, вложивших накопления в строительство дома, поскольку ни заказчик, ни строительная компания не имеют к ним доступа до момента его сдачи в установленном законом порядке. Помимо строительства или покупки жилья средства материнского капитала можно направить на оплату обучения, формирование накопительной части пенсии матери, приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов. С февраля 2025 года размер материнского капитала увеличен, с учётом фактической инфляции он составит более 690 тыс. рублей на первенца, а на второго ребёнка и последующих детей – более 912 тыс. рублей.
07:34 01.07.25
Как защитить детей от интернет-мошенников
Одной из схем мошенничества является вовлечение детей и молодёжи в «дропперство». Так, ребенку переводят похищенные у других людей деньги, после чего просят за вознаграждение обналичить средства или перевести сообщникам. За «дропперство» предусмотрена уголовная ответственность. Злоумышленники также могут предложить детям «легкий заработок»: писать комментарии к постам, отзывы о товарах. Для вывода вознаграждения детей просят оплатить комиссию с указанием на их сайте реквизитов банковской карты. Далее все деньги оказываются на счетах преступников. Зачастую мошенники взламывают аккаунты в социальных сетях детей и взрослых. Рассылают по спискам их друзей сообщения с просьбами срочно одолжить денег. В итоге доверчивые пользователи, не проверяя информацию и не связываясь со знакомыми, теряют свои сбережения. Набирает популярность отправка сообщений якобы с фотографиями, но вместо них в ссылке отправляют вирус, который «крадёт» с гаджета логины, пароли, коды оплаты из SMS. Наживаются аферисты и на желании детей приобретать виртуальный инвентарь для онлайн-игр. Для этого они создают поддельные сайты. При указании реквизитов карты на таком сайте мошенники могут похитить денежные средства, при введении паролей - аккаунты в играх и соцсетях. Для безопасности в интернете необходимы - защита устройств антивирусными программами, обязательная проверка любой подозрительной информации, поступающей от «друзей». Для обеспечения безопасности маленьких детей можно настроить специальные программы родительского контроля. Научите ребенка правилам безопасности при совершении онлайн-покупок: не переходить по ссылкам на незнакомые сайты, не оплачивать покупки через боты в соцсетях, не вводить на непроверенных сайтах ценные данные, все финансовые операции производить только в официальных приложениях. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя доверять обещаниям лёгких денег, расскажите подросткам об опасностях «дропперства» и возможных последствиях в виде привлечения к уголовной ответственности.
07:33 13.06.25
О сроках выплаты окончательного расчета при увольнении
В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). В случае если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. При возникновении спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель должен в указанный в данной статье срок выплатить не оспариваемую им сумму. В силу ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику положена выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение не начисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
07:32 12.06.25
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 03.02.2025 № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах»
Настоящий закон регулирует отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и прилегающих к ним территориях, регламентирует полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. Законом установлены требования безопасности людей на водных объектах при использовании баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, при использовании пляжей, переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, использовании ледовых переправ. Например, в целях обеспечения безопасности людей на пляжах будут осуществляться мероприятия по водолазному обследованию и очистке дна водного объекта на глубине до 2 метров в границах зоны купания, оборудованию и содержанию пляжа в течение всего периода его использования. В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах при использовании ледовых переправ будут разрабатываться техническая документация на ледовую переправу, режим использования ледовой переправы, регламентирующий порядок пропуска транспортных средств и перевозки пассажиров, поведение водителей и пешеходов. Законом установлены требования к пользованию маломерными судами для обеспечения безопасности людей на водных объектах.
07:31 11.06.25
Новое в трудовом законодательстве
Внесены изменения в часть вторую статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы: до 35 календарных дней в году родственникам (родителям, супругам и детям) военнослужащих, граждан, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, и сотрудников других ведомств, получивших ранение, контузию или увечье при исполнении обязанностей военной службы (службы), обязанностей по контракту о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, либо заболевание, связанное с прохождением военной службы (службы), в целях осуществления ухода за ними в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; до 14 календарных дней в году детям погибших военнослужащих и других сотрудников (ранее он был положен только родителям и супругам); родителям, супругам и детям погибших добровольцев. Поправки вступили в силу 7 апреля 2025 года.
07:30 10.06.25
Продажа энергетиков запрещена
С 1 марта 2025 года нельзя продавать несовершеннолетним потенциально опасные газосодержащие товары бытового назначения, а также безалкогольные тонизирующие напитки С 1 марта 2025 марта вступил в законную силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним», в соответствии с которым организациям, индивидуальным предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства запрещается продажа несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических). Также, в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья от негативного воздействия сжиженных углеводородных газов или их паров запрещается продажа (в том числе дистанционным способом) несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения. В случае, если у продавца при продаже указанных товаров возникают сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя. Продавец обязан отказать покупателю в продаже потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, но продавец не может в установленном порядке в этом удостовериться. Более того, с 1 сентября 2025 года за продажу ребенку опасных газосодержащих товаров бытового назначения будут привлекать к административной ответственности. За реализацию несовершеннолетнему опасных бытовых товаров с газом должностное лицо оштрафуют на сумму от 500 тыс. до 700 тыс. руб., а организацию – от 1,5 млн, до 2 млн. руб.
07:29 09.06.25
Установлен запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ, услуг
Федеральным законом от 07.04.2025 № 69-ФЗ в статью 16 Закона «О защите прав потребителей» внесены изменения, согласно которым продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно быть оформлено в письменном виде. Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату до заключения основного договора. Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение такого согласия за потребителя. Также продавцу запрещается формировать условия, предполагающие изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг). Закреплено право потребителя отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров (работ, услуг), а если они оплачены – потребовать от продавца возврата уплаченной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги). Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
07:28 06.06.25
Особенности регулирования труда надомников
Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Надомник может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов его семьи. При этом трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают. В случае использования надомником своих инструментов и механизмов ему выплачивается компенсация за их износ. Выплата указанной компенсации, возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, порядок и сроки обеспечения надомников сырьем, материалами и полуфабрикатами, расчетов за изготовленную продукцию, порядок и сроки вывоза готовой продукции определяются трудовым договором. На надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ. Работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Согласно ст. 312 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора с надомниками производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором.
07:27 05.06.25
О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию детей
В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию Законом края от 23.12.2009 № 298 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию детей» (далее – Закон) установлен запрет нахождения детей в возрасте до 18 лет без сопровождения родителей либо лиц, их заменяющих, осуществляющих мероприятия с участием детей, в местах, определенных ст. 3 Закона, а также в ночное время (с 22 до 6 часов местного времени в период с 1 сентября по 31 мая включительно и с 23 до 6 часов местного времени в период с 1 июня по 31 августа включительно) в местах, установленных ст. 4 Закона. Кроме того, ст. 6.1 Закона установлен запрет на розничную продажу детям вышеназванного возраста безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, покупку либо передачу их им, а детям, в свою очередь, на употребление данных напитков. Недопустима также розничная продажа, покупка или передача лицам до 18 лет потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, а детям такого возраста вдыхание паров сжиженных углеводородных газов, содержащихся в данных товарах (ст. 6.2 Закона) За нарушение вышеназванных запретов статьями 36.3, 36.4 Кодекса края об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафов: за покупку для несовершеннолетних либо передачу им безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических – в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (при повторном совершении данного административного правонарушения – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.); за покупку для несовершеннолетних либо передачу им потенциально опасных газосодержащих товаров – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (за совершение данного административного правонарушения повторно –  в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей).
00:26 04.06.25
С 1 марта 2025 года введен комплексный подход к предоставлению инвалидам услуг по реабилитации и абилитации
Правительством Российской Федерации внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588. Теперь при прохождении пациентом медико-социальной экспертизы (МСЭ), в случае признания гражданина инвалидом (ребенком-инвалидом), ему также будет определена целевая реабилитационная группа.Указанный порядок вступил в законную силу с 1 марта 2025 года. Приказом Минтруда России от 26.07.2024 № 374н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» установлен перечень целевых реабилитационных групп (ЦРГ) для взрослых и для детей-инвалидов в зависимости от ограничения жизнедеятельности и степени выраженности стойких расстройств функций организма. Перечень определяемых взрослым инвалидам ЦРГ разделен на 13 групп (в том числе группа, куда входят инвалиды, получившие ранение или заболевание в связи с участием в боевых действиях), перечень ЦРГ для детей-инвалидов включает 12 пунктов.При сочетании имеющихся у инвалида (ребенка-инвалида) стойких нарушений различных функций организма и ограничений жизнедеятельности, отнесенных к критериям для определения различных ЦРГ, инвалиду (ребенку-инвалиду) устанавливается несколько ЦРГ. Установленная целевая реабилитационная группа будет учитываться при разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида. При необходимости решение о присвоении целевой реабилитационной группы может быть пересмотрено комиссией МСЭ через три года с даты проведения последнего освидетельствования.Целевые реабилитационные группы будут определены и для лиц, инвалидность которым была установлена ранее. При этом определение ЦРГ инвалиду, получившему инвалидность ранее, может противоречить его ИПРА. В таком случае, если с момента предыдущего освидетельствования прошло не более трех лет, можно подать заявление об изменении ИПРА без проведения нового освидетельствования.
00:25 03.06.25
Кредитный договор
Кредитный договор - письменное соглашение, по которому финансовая организация предоставляет заемщику деньги в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею. Отношения по кредитному договору регулируются по правилам, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации как для кредитного договора, так и для договора займа, если иное не установлено законом и не вытекает из существа кредитного договора. В законодательстве четко определяется форма кредитного договора: он должен быть составлен в письменной форме. В случае несоблюдения данного требования кредитное соглашение признается недействительным (ст. 820 Гражданского кодекса РФ). Кредитный договор, заключенный в результате мошеннических действий, является недействительной (ничтожной) сделкой. В п. 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» разъяснено, что в силу прямого указания закона к ничтожным сделкам, в частности, относятся кредитный договор или договор банковского вклада, заключенный с нарушением требования о его письменной форме (ст. 820, п. 2 ст. 836 ГК РФ). В настоящее время количество заключенных кредитных договоров значительно возросло. К сожалению, многие кредитные договоры заключаются гражданами в результате мошеннических действий со стороны преступников, которые вводят граждан в заблуждение. В силу Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов кредитная организация, предоставившая кредит, должна была действовать добросовестно и осмотрительно, учитывая интересы клиента и оказывая ему содействие. Однако, банки зачастую индивидуальные условия кредита с потерпевшими не согласовывают, не убеждаются в том, что финансовая операция в действительности совершается клиентом и в соответствии с его волеизъявлением, что влечет нарушение прав и законных интересов гражданина. В таких случаях, прокуратура может обратиться в интересах социально-незащищенного лица в суд с иском о признании кредитных договоров с банками недействительными, удалении из базы кредитных историй информации о задолженности. Помимо указанного, с 1 марта 2025 года у граждан появилась возможность устанавливать самозапрет на заключение договоров потребительских займов (кредитов). Самозапрет позволяет гражданам возможность дополнительно защитить себя от мошенников, которые оформляют кредиты и микрозаймы на чужое имя, используя украденные или полученные обманом персональные данные. Для установления или снятия такого запрета физическое лицо вправе бесплатно любое количество раз подать заявление во все квалифицированные бюро кредитных историй. С 1 марта 2025 года заявление можно подать посредством портала «Госуслуги». Данная услуга с 1 сентября 2025 года будет доступна и в МФЦ. Гражданин может в любой момент отменить самозапрет, если захочет получить заем или кредит.
00:23 02.06.25
Правила выгула собак на территории населенных пунктов
Правила выгула собак регламентированы Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 498-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. Статьей 13 Закона № 498-ФЗ закреплен перечень требований, соблюдение которых при выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, является обязательным. Так, владельцу собаки необходимо: 1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных; 2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; 3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, и соблюдать иные требования к его выгулу; 4) выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию. К потенциально опасным собакам в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974, относятся акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, Булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака, а также метисы собак перечисленных пород. С 11 декабря 2024 года Федеральным законом от 30.11.2024 № 440-ФЗ «О внесении изменений в статью 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная ответственность за нарушение за нарушения правил выгула и других требований к содержанию домашних животных, предусматривающая возможность назначения владельцам или иным лицам, осуществляющим либо обязанным по поручению владельца животного осуществлять непосредственный надзор за животными, административного наказания в виде штрафа (для граждан в размере от 1,5 до 3 тыс. руб., для должностных лиц - от 5 тыс. до 15 тыс. руб., для юридических лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. рублей). На органы местного самоуправления действующим законодательством возлагается обязанность по созданию площадок для выгула животных. Рекомендуемым перечнем показателей объектов регионального и местного значения, подверженных нормированию, перечисленных в Методических рекомендациях по подготовке нормативов градостроительного проектирования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2021 № 71, предусмотрено создание не менее одной площадки на 19 тыс. человек постоянного населения для населенных пунктов городского типа в радиусе обслуживания не более 1 000 метров.  
07:05 30.04.25
О продаже сим-карт без предъявления паспорта гражданином
Частью 4 статьи 13.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение от имени оператора связи договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим полномочий от оператора связи на заключение такого договора, либо невыполнение оператором связи или лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в такой договор установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте, либо включение оператором связи или лицом, действующим от имени оператора связи, недостоверных сведений в такой договор, либо непредставление или несвоевременное представление лицом, действующим от имени оператора связи, оператору связи экземпляра заключенного с абонентом договора, если указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Гражданам, покупающим сим-карты без предъявления своего паспорта и без их оформления на себя, необходимо понимать, что в каждом таком случае они становятся потенциальными жертвами преступлений. Привязывая такой номер телефона к своей банковской карте, вы открываете злоумышленникам доступ к банковскому счету и лицевому счету абонента мобильной связи. Кроме того, покупая сим-карту без ее надлежащего оформления, каждый гражданин может столкнуться и с трудностями при обслуживании его сотовым оператором. Необходимо помнить, что личная и финансовая безопасность в первую очередь зависит от самих граждан, а не от других лиц.
07:04 29.04.25
Практика привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих незаконную деятельность по предоставлению потребительских займов
Одним из основных нормативных актов в сфере предоставления потребительских кредитов (займов) является Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ, в соответствии с которым предоставлять потребительские кредиты и займы имеют право банки, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. К кредиторам предъявляются требования о включении микрофинансовых организаций и ломбардов в специальный государственный реестр. Такая информация должна размещаться в местах оказания услуг, в том числе в сети «Интернет». Осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по их предоставлению юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, является административным правонарушением (статья 14.56 КоАП РФ).   Наказание предусмотрено для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в виде штрафа до 50 тыс. руб., юридических лиц – до 500 тыс. руб. возможно административное приостановление деятельности на срок до 15 суток. При повторном нарушении размер штрафа составит до 200 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 2 млн. руб. - для юридических лиц, административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. С 11.06.2021 установлена уголовная ответственность для лица, ранее привлеченного к административной ответственности за повторное аналогичное нарушение - ст. 171.5 УК РФ, санкция которой предусматривает назначение штрафа в размере до 1 млн руб., либо лишение свободы на срок до 3 лет. С мая 2025 г. будет сформирован реестр должников по алиментным обязательствам В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» сведения о должниках по уплате алиментов (назначенных по решению суда либо по нотариальному удостоверенному соглашению), которые привлечены к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей, а также объявленных судебным приставом в розыск, должна вносится в реестр должников по алиментным обязательствам. Данный реестр будет формироваться Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации и публиковаться в открытым доступе на сайте ФССП России. Должников по алиментным обязательствам надлежит информировать о включении сведений о них в реестр должников, а также об исключении таких сведений из указанного реестра. Актуальную информацию о трудоустройстве должников ФССП России совместно с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации будут получать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Указанные изменения вступают в силу с 25 мая 2025 года
07:04 28.04.25
Уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей
Ввиду проникновения информационных технологий в жизнедеятельность общества в последние годы были разработаны уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности информационно-коммуникационного пространства, в том числе при определении общественно опасных способов использования информационно-коммуникационных сетей, включая сеть Интернет. Федеральным законом от 08.06.2015 № 153-ФЗ были внесены изменения в ст.187 "Неправомерный оборот средств платежей" в части усиления ответственности за преступления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием банковских технологий. В настоящее время в нашу жизнь твердо вошли способы оплаты посредством средств электронных платежей. Для этого граждане и организации используют платежные банковские карты, распоряжения о переводе денежных средств, электронные средства и носители информации, технические устройства, компьютерные программы, предназначенные для осуществления приема, выдачи и перевода денежных средств. В случае неправомерного использования данных средств платежей, в том числе с целью хищения чужого имущества (например, денег, находящихся на счетах в банках) законодателем предусмотрена уголовная ответственность. Следует понимать, что платежными картами являются дебетовые, кредитные и предоплаченные банковские карты. Под распоряжениями о переводе денежных средств понимаются документы, обеспечивающие доступ к безналичным и электронным денежным средствам в рамках предусмотренных законом форм безналичных расчетов (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование и т.п.). Под электронными средствами платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (например, банковские карты или "электронные кошельки"). Изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты, а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств образует состав преступления, предусмотренного ч.1 ст.187 УК РФ и наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Изготовление поддельных средств платежей может быть выражено: а) в создании копий оригинальных банковских карт; б) в оформлении банковских карт на подставных лиц, в) в регистрации в электронной платежной системе "электронного кошелька" с использованием персональных данных и документов подставных лиц; г) в оформлении платежных поручений от имени фирм-"однодневок" для перевода денежных средств по мнимым сделкам. Приобретение поддельных платежных карт и иных средств платежей предполагает любую форму завладения ими, включая покупку, получение в дар или находку. Сбыт поддельных средств платежа предполагает отчуждение поддельных платежных карт или иных средств платежей другому лицу под видом подлинных средств платежей. Кроме того, как следует из сложившейся на территории края судебной практики передача за денежное вознаграждение иным лицам своих электронных средств и электронных носителей информации, банковских карт, при понимании того, что в результате таких действий третьи лица смогут самостоятельно и неправомерно осуществлять от его имени переводы денежных средств по его расчетным счетам, снимать наличные денежные средства и иными способами ими распоряжаться, в том числе при совершении иных преступлений, например, мошенничества, финансирования экстремистской деятельности, влечет уголовную ответственность лица, хотя и законным образом получившего в банке банковскую карту, но незаконно ее передавшего третьим для лицам для облегчения совершения ими иных преступлений. Изготовление банковских карт, которые изначально были предназначены для осуществления противоправных действий по обороту денежных средств, является уголовным преступлением.
07:03 27.04.25
Применение наказания в виде принудительных работ как альтернатива лишению свободы
Уголовным кодексом Российской Федерации к основным видам наказания отнесены принудительные работы, которые введены в действие Федеральным законом «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 №420-ФЗ. На практике принудительные работы фактически применяются с 01.01.2017 и в сравнении с иными видами наказаний являются самым «молодым». Согласно ст.53.1 УК РФ принудительные работы являются альтернативой наказанию в виде лишения свободы, назначаются за преступления небольшой или средней тяжести, а также за совершение впервые тяжкого преступления, на срок от 2 месяцев до 5 лет. По смыслу ст.53.1 УК РФ принудительные работы могут быть назначены только в порядке замены наказания в виде лишения свободы. Если же осужденному не может быть в соответствии с законом назначено наказание в виде лишения свободы, то и принудительные работы, как альтернативный вид наказания, не допускаются. Данное наказание является более мягким, чем лишение свободы, поскольку предполагает возможность не изолировать полностью человека от общества, дать ему возможность трудиться и получать оплату за свой труд. Вместе с тем, закон устанавливает, что с осужденного к принудительным работам в обязательном порядке удерживается часть заработной платы в доход государства, в размере от 5 до 20 %. Местом отбытия наказания в виде принудительных работ являются специализированные центры, которые определяется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Согласно п.22.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ №58 от 22.12.2015 «О практике назначения судами российской Федерации уголовного наказания» при постановлении обвинительного приговора судам необходимо установить наличие возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, а соответственно наличие или отсутствие оснований для замены наказания на принудительные работы. С учетом того, что принудительные работы связаны с обязательным привлечением к труду, то отдельным категориям граждан наказание в виде принудительных работ не назначается. В силу ч.7 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, инвалидам 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, пенсионерам и военнослужащим.
07:03 26.04.25
Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения граждан
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места с массовым пребыванием людей, препятствующее совершению террористического акта. Указанным федеральным законом полномочия по установлению обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и контроля за их выполнением возложены на Правительство Российской Федерации. Требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорт безопасности, а также вопросы осуществления контроля за их выполнением утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 №447. Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для их правообладателей. За нарушение установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) или воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусмотрена административная ответственности по ч.1 ст.20.35 КоАП РФ. За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей. Если лицо привлеклось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 20.35 КоАП РФ, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней и вновь нарушило требования к антитеррористической защищенности объектов, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наступает уголовная ответственность по статье 217.3 УК РФ.
07:02 25.04.25
Ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных
Федеральным законом от 30.11.2024 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с30.05.2025 в ст.13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие существенное ужесточение наказания за нарушения в области персональных данных, а также вводятся дополнительные спецсоставы, предусматривающие самостоятельные меры наказания. Так, увеличивается размер штрафов по общему составу правонарушения. Например, для юридических лиц предусмотрен штраф от 150 до 300 тысяч рублей (вместо 60 - 100 тысяч рублей соответственно). Увеличивается размер штрафа за повторное нарушение в данной сфере: на граждан в размере от 15 до 30 тысяч рублей (вместо 4 – 12 тысяч рублей); на должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей (вместо 20 – 50 тысяч рублей); на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей (вместо 100 – 300 тысяч рублей). Вводимыми с 30.05.2025 спецсоставами предусмотрены меры ответственности за совершение следующих нарушений: нарушение обязанности уведомить о намерении обрабатывать персональные данные; нарушение обязанности уведомить об утечке персональных данных; действия (бездействие), повлекшие их утечку; действия (бездействие), повлекшие утечку специальной категории персональных данных; действия (бездействие), повлекшие утечку биометрических персональных данных. Невыполнение (нарушение) названных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 800 тысяч рублей, на должностных лиц от 200 тысяч рублей до 1 500 000 рублей, на юридических лиц от 1 000 000 до 20 000 000 рублей. Индивидуальные предприниматели уплачивают штраф в том же размере, что и юридические лица. При этом возможность уплатить штраф с 50 % скидкой за совершение указанных правонарушений упразднена.
07:02 24.04.25
С 1 марта 2025 года изменился порядок использования отгулов за работу в выходной день. Поправки внесли в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ работникам оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Согласно новым поправкам работник может использовать отгул за работу в выходной или праздничный день в любое время, но только в течение года со дня такой работы. Отгул можно присоединить к отпуску, предоставляемому в указанный период. Данное правило распространяется на все отгулы, которые за работу в выходной день работники выберут после 1 марта текущего года. Работодатель обязан отслеживать чтобы работник использовал отгулы в течение года. Если работник не использовал день отдыха в течение года, то он может получить соответствующую денежную компенсацию только при увольнении. В день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. За отказ работодателя работнику в отгуле за работу в выходной день предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, штраф для организации составит до 50 тыс. руб., для руководителя до 5 тыс. руб. В случае если при увольнении не компенсировать работнику неиспользуемые отгулы, организацию оштрафуют до 50 тыс. руб., руководителя до 20 тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Кроме этого, работнику необходимо оплатить проценты за задержку выплаты в порядке, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ.
07:01 23.04.25
Информирование наследников о неисполненных обязательствах наследодателя возложено на нотариусов
Федеральным законом от 23.11.2024 № 407-ФЗ Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнены статьей 61.1 - «Извещение наследников о долгах наследодателя». В соответствии с указанной статьей нотариус, ведущий наследственное дело, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем открытия наследственного дела, обязан направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история наследодателя, либо об отсутствии кредитной истории наследодателя. Информация из Центрального каталога кредитных историй и бюро кредитных историй предоставляется нотариусу через единую информационную систему нотариата в электронной форме на безвозмездной основе не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Нотариус, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения информации из Центрального каталога кредитных историй, извещает наследников, подавших ему заявления о принятии наследства: об отсутствии кредитной истории наследодателя; об отсутствии неисполненных долговых обязательств наследодателя; о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, об их размере; о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, сведения о которых получены им из иных источников. Нотариус извещает о полученной информации наследников в письменной форме по известному адресу места жительства или известному адресу электронной почты либо знакомит их с полученной информацией при личной явке. Изменения вступают в силу с 24 ноября 2025 года.
07:00 22.04.25
О льготе по проезду детей в поездах дальнего следования
Постановлением Правительства РФ от 04.03.2025 № 266 для пассажиров - граждан Российской Федерации в возрасте от 10 до 18 лет установлен льготный коэффициент 0,5 к тарифам на перевозку взрослого пассажира железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в поездах дальнего следования всех категорий, за исключением скоростных поездов. Оформление таких проездных документов предоставляется пассажирам, возраст которых не превышает 18 лет на момент отправления поезда. Для оформления льготного билета необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и содержащий информацию о дате рождения пассажира. Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования - с 5 марта 2025 года.
07:00 21.04.25
Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, касающиеся условий заключения брака
В соответствии с п. 2 ст. 156 Семейного кодекса РФ условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением обстоятельств, препятствующих заключению брака. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства (ст.14 Семейного кодекса РФ). С 05.02.2025 вступили в силу изменения, предусматривающие новые обстоятельства, препятствующие заключению брака. Так, не допускается заключение брака между лицами, хотя бы одно из которых является иностранным гражданином или лицом без гражданства, сведения о которых включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренный законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 31.2. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в реестр контролируемых лиц вносятся сведения, в том числе персональные данные, об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.
06:59 20.04.25
Обновляется порядок лицензирования фармацевтической деятельности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2025 № 232 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 547» в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности внесены изменения. Данные изменения касаются лицензионных требований, которым должен соответствовать соискатель лицензии, а также лицензионных требований, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности. В частности, для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходимо наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего фармацевтического образования, а также сертификата специалиста или пройденной аккредитации специалиста или пройденной аккредитации специалиста в области ветеринарии. Изменения вступят в силу с 1 марта 2026 года.
06:59 19.04.25
С 1 апреля 2025 года введен лимит на количество сим-карт для абонентов
Федеральным законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Так, физическому лицу может быть выделено операторами подвижной радиотелефонной связи и предоставлено в пользование абонентами – юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями в совокупности не более 20 абонентских номеров. Законом установлены особенности оказания услуг подвижной радиотелефонной связи иностранным гражданам или лицам без гражданства, предусматривающие возможность предоставления в пользования не более 10 абонентских номеров. Также на операторов связи возлагается обязанность проверять достоверность сведений об абоненте и о корпоративных пользователях до начала оказания им услуг. Проверить количество заключенных договоров об оказании услуг связи можно с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Новые требования к организации банками процесса сбора и размещения биометрических данных физического лица С 01.04.2025 в соответствии с Указанием Банка России от 11.07.2024 № 6801-У банк, который применяет Единую биометрическую систему посредством своего официального сайта, а также мобильного приложения, не вправе требовать представления иных сведений и (или) документов для установления и подтверждения достоверности информации, полученной с использованием Единой биометрической системы и федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Указанное требование распространяется на клиентов – физических лиц, а также на представителя клиента – юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом.
06:58 18.04.25
Об обеспечении местом в общежитии студентов-льготников
Я – сирота. При поступлении в колледж участник приемной комиссии заверил меня, что я точно могу рассчитывать на бесплатное место в общежитий. Однако в начале учебного года оказалось, что за проживание общежития я все-таки должна платить. Имею ли я на какие-то льготы в данной ситуации? Студенты, проживающие в общежитиях, обязаны вносить плату за коммунальные услуги и за пользование жилым помещением (наем). Размер последней устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации и не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителем (учредителями) этой организации (ч. 3, 4 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 04.08.2020 № 389).Законом об образовании определены категории студентов, имеющих право на предоставление жилого помещения в общежитии в первоочередном порядке, и подлежащих освобождению от платы за наем (ч. 6 ст. 39 Закона № 273-ФЗ).Так, в соответствии с ч. 5 ст. 36 Закона № 273-ФЗ к такой категории отнесены, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, образовательные организации самостоятельно могут снижать плату и за наем, и (или) коммунальные услуги, а также освобождать отдельные категории студентов, помимо перечисленных в ч. 5 ст. 36 Закона № 273-ФЗ, от ее внесения. Установлены примерные требования к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям С 1 марта 2025 вступил в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2024 № 1099 "Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям". Комплекс мероприятий и услуг по оказанию ранней помощи детям и их семьям реализуется и оказывается на междисциплинарной основе детям от рождения до 3 лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям и способствует физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, позитивному взаимодействию детей и их родителей, а также детей и других непосредственно ухаживающих за ними лиц, членов семьи в целом, социальной адаптации детей в среде сверстников, в том числе повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц в целях комплексной профилактики детской инвалидности. К критериям отнесения детей и их семей к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи относятся: а) наличие у детей категории "ребенок-инвалид"; б) отнесение детей медицинскими организациями по результатам профилактического медицинского осмотра к IV либо V группе здоровья; в) воспитание детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; г) воспитание детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, или в семьях, находящихся в социально опасном положении; д) наличие у детей особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении; е) наличие у родителей (законных представителей) опасений, связанных с особенностями в развитии и поведении детей, имеющих ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, не относящихся к категории детей, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 3 указанного положения.
06:57 17.04.25
Расположение дома в береговой полосе
Участок, на котором располагается мой дом, граничит с береговой полосой озера. Могу ли я взять в аренду эту землю для того, чтоб оборудовать там место для хранения лодки). Если могу, то вправе ли я огородить эту территорию? В силу норм действующего законодательства береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии (границы) водного объекта общего пользования, которая предназначается для общего пользования. По общему правилу ширина береговой полосы составляет 20 м. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации).Расположение участка вдоль береговой полосы не препятствует его предоставлению в аренду при соблюдении установленных законодательством условий и ограничений в соответствии с установленным для земельных участков целевым назначением и разрешенным использованием. При этом договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом (п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации). Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет административную ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ. Таким образом, арендовать участок вдоль береговой полосы гражданин имеет право, в том числе с целью хранения лодки на нем, но при соблюдении условия об ограничении свободного доступа граждан к водному объекту, то есть не ограждая территорию.
06:57 16.04.25
Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере оборонно-промышленного комплекса
Усилия всей страны сейчас направлены на обеспечение безопасности государства, одними из ключевых компонентов при этом является развитие оборонной промышленности. Принимая во внимание колоссальный объем бюджетных средств, выделяемых государством на сферу оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), в частности на выполнение государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), главной задачей органов правоохраны является обеспечение законности их расходования, контроль за достижением планируемых результатов и выполнением поставленных задач. Основным видом уголовно-наказуемых деяний в этой области является хищение бюджетных средств, выделенных в рамках ГОЗ. Следует иметь в виду, что для квалификации действий лиц, совершивших при выполнении ГОЗ хищение денежных средств, поступивших как непосредственно от государственных учреждений, так и от коммерческих предприятий, задействованных в его исполнении, ключевое значение имеют цель заключения контракта (обеспечение национальной безопасности) и предмет преступного посягательства (бюджетные денежные средства). Как правило, действия лиц, совершивших хищение средств, выделенных на выполнение ГОЗ, квалифицируются по статье 159 УК РФ. Данные деяния могут быть совершены в том числе в особо крупном размере, с использованием служебного положения, в составе группы лиц по предварительному сговору. Санкция статьи 159 УК РФ предусматривает ответственность до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Сотрудникам прокуратуры поступает много вопросов от горожан. Люди всегда должны знать какие у них права, и как правильно урегулировать проблемные ситуации с позиции действующего законодательства.
Чтобы ответить на все вопросы, сотрудникам прокуратуры требуется время, поэтому на нашем сайте вы сможете получить необходимые комментарии от сотрудников прокуратуры в разделе "Прокурор разъясняет" и посмотреть ответы на наиболее важные и частые вопросы от граждан. 
Задать вопрос напрямую можно напрямую обратившись в прокуратуру г. Балаково и Балаковского района Саратовской области.

Когда можно и нужно подавать жалобу в прокуратуру?

Прокуроры не вправе осуществлять правосудие, или разрешать гражданские споры. Это делает только суд. Однако по любому факту нарушения закона или прав граждан будет назначена проверка и по результатом проверки будет принято решение о вынесении представлений, возбуждении административных или гражданских дел. 

Подать жалобу в прокуратуру можно по следующим основаниям:

  • невыплата зарплаты или нарушение сроков ее выплаты.
  • незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности
  • дискриминация при приеме на работу, нарушением прав беременных и лиц с семейными обязательствами
  • иные нарушения трудовых прав;
  • нарушение процессуальных прав при расследовании административных и уголовных дел
  • незаконные действия и решения следователей, дознавателей, приставов;
  • отказ в предоставлении медпомощи,
  • поборы при оказании бесплатного лечения,
  • отказ выдать бесплатные лекарства;
  • иные нарушения закона в сфере здравоохранения 
  • нарушения в сфере санитарного благополучия, прав потребителей
  • обман в магазине, продажа товаров без лицензий и разрешений,
  • иные проступки и нарушения торговой деятельности;
  • отказ в выделении жилья или постановке в очередь, 
  • завышение тарифов оплаты коммунальных услуг, 
  • несвоевременное отселение
  • другие нарушения в сфере жилищного законодательства
  • задержки в удержании алиментов по месту работы, 
  • ненадлежащее исполнение родительских прав, 
  • отказ принять ребенка в детский сад или школу, 
  • иные нарушения в сфере защиты прав ребенка.
Это не полный перечень вопросов, которые входят в компетенцию органов прокуратуры. Даже если прокурор не уполномочен рассматривать требования, изложенные в жалобе, он обязательно направит Ваш запрос для разрешения в компетентные органы.