- .
-
Скрыть
Подорожает ли бензин до конца 2021 года в России, и на сколько?
Исходя из прогноза главы аналитического центра, цена на бензин до конца 2021 года должна вырасти. Более подробно - go64.ru.
Исходя из данных Росстата, в середине августа в 74 регионах нашей страны выросли цены на бензин. В особенности это проявляется в Петропавловске-Камчатском (на 2,2%), Махачкале (на 1,9%), Грозном и Южно-Сахалинске (1,6%). В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 0,5 и 0,2% соответственно. Если рассматривать Центральный и Северо-Западный федеральные округа, то там стоимость литра бензина в среднем составляет 48,93 рубля, в Уральском — 48,37 рубля, а в Сибирском — 47,28 рубля. Наиболее дорогой бензин в Анадыре, где цена за литр топлива составляет 61,35 рубля. В Дальневосточном федеральном округе средняя цена литра бензина на данный момент составляет 52,09 рубля, в Северо-Кавказском — 50,47 рубля, в Южном — 49,76 рубля. В 2021 году, в сравнении с 2020 годом, стоимость бензина по стране выросла на 5,9%, солярки — на 3,8%.
Как считает глава «Независимого топливного союза», в стране сформировалась нерыночная ситуация, в процессе которой происходит интенсивный рост цен на бензин, а также дизельного топлива из-за слабой конкурентной среды. Исходя из его прогнозов, цена на топливо до конца 2021 года возрастет примерно на 2%, вследствие чего может сократиться число АЗС по всей стране, из-за чего водителям придется возить с собой в автомобиле канистры с запасами топлива.
То, что происходит на данный момент в ряде регионов России на заправках, глава «Независимого топливного союза» Григорий Баженов назвал «отложенным ростом цен на топливо», который возник в результате оптового роста цен на бензин, который начался еще в начале 2020 года, и продолжает стремительно развиваться.
Это объясняется проблемами в сфере ценообразования, со слов аналитика. Пресс-служба Минэнерго в середине августа, в свою очередь, опубликовывала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1% до 12% для бензина, и до 8,5% для дизельного топлива, что обосновывают в ведомстве побуждением сдержать рост цен на топливо на рынке внутри страны.
Аналитик НТС также отмечает: «Вывод ведь простой. Цены растут преимущественно за счет роста налоговой нагрузки на внутреннем рынке и снижения налога на экспортные поставки. То есть чисто по фискальной нагрузке поставлять на внешние рынки выгоднее». Баженов также отмечает, что в отношении продаваемого лишь на 10% от общего производства на внутреннем рынке бензина предполагается сложная конструкция с целью «легитимизировать цены, которые устанавливаются на внутреннем рынке». Также цель производства - это оптовый рынок, хотя реализация топлива происходит в незначительной степени.
«По сути, у нас неконкурентный рынок посредством регуляторных мер должен становится конкурентным. Но объемы и нормативы Минэнерго РФ очень маленькие для того, чтобы цена соответствовала спросу в России. Факторы спроса перевешивают то, что способно дать предложение. В результате цена растет быстрее, чем она росла бы в нормальной конкурентной среде или хотя бы, если бы на бирже реализовывалось 30-40% производимого топлива», - отмечает аналитик.
По его прогнозам, до конца года, несмотря на то, что гос органы принимают меры по стабилизации ситуации с реализацией топлива в розницу, цена на бензин будет возрастать примерно на 2%. Как он поясняет, темпы роста цен сдерживаются, но при этом сам рост цен в итоге продолжает увеличиваться.
Что касается заправочных станций, то Баженов отмечает следующее: «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас. Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой». Таким образом, аналитик полагает, что небольшие сети и частные АЗС, которые не принадлежат большим нефтяным компаниям, испытывают тяжелые времена. По его словам, в отдаленной перспективе сложности в работе заправочных станций, которые находятся в провинциях и на отдаленных трассах с низким потоком клиентов, могут привести к деградации в сфере АЗС.
«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт. В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко» - отметил Баженов.