- .
-
Скрыть
Журналистское расследование: еще одно мошенничество под видом "Сбербанка"
Еще один вид мошенничества возобновил свою активность в интернете. На этот раз злоумышленники, прикрываясь именем и логотипами «Сбербанка», стали использовать электронную почту для вымогательства денег.
Корреспонденту go64.ru вчера на электронную почту пришло весьма интересное сообщение с предложением поучаствовать в мотивированном опросе, по результатам которого можно было либо получить денежное вознаграждение, либо целую систему бонусов при покупках товаров.
Обычно такие «заманчивые предложения» немедленно отправляются в спам, но в этом использовали логотип «Сбербанка», да и шрифт, которым было написано сообщение, чаще всего и используется в той информации, которую рассылает «Сбербанк России». К тому же и указанный телефон, по которому можно было получить подтверждение, оказался весьма знакомым и вполне мог принадлежать этому банку.
Первая странная вещь, которая бросилась в глаза, это адрес электронной почты, с которой было отправлено письмо от имени «Сбербанка» - ПАО Сбербанк России <sberb_supp@purpose.shubka-is-pesca.ru>. Конечно, у клиентской службы мог быть какой угодно почтовый ящик, но уж очень удивило его имя, написанное латиницей через дефисы. В русской транскрипции оно читается, как «шубка из песца»! Вот тогда и было решено не отправлять письмо в спам, а провести небольшое журналистское расследование, чтобы понять, в чем именно подвох, а заодно и предупредить читателей, чтобы не попадались на подобную уловку.
В первую очередь, с помощью поисковика, был проверен указанный в письме телефон, по которому, якобы, можно было получить подтверждение того, что мотивированный опрос проводит именно «Сбербанк». Оказалось, что номер 8 800 777-55-55 принадлежит оператору ООО "Сервис-Коммюникэйшн", является стационарным и находится в Москве. А вот у контактного сервиса для бизнеса в «Сбербанке» телефон несколько иной – 8 800 55-55-777.
Использовав старую Sim-карту мобильного оператора, от чьих услуг давно было решено отказаться, корреспондент go64.ru позвонил по указанному в письме номеру. Звонок был сброшен после нескольких гудков. Со второй попытки робот ответил: "Оставайтесь на линии для разговора с оператором", но и после этого связь снова прервалась.
Корреспондент go64.ru, для чистоты эксперимента, отправил запрос о подтверждении легитимности мотивировочного опроса на указанный в письме электронный адрес (sberbank_opros@mail.ru), но до сих пор никакого ответа с этого почтового ящика не пришло.
Теперь бы можно было и отступить, закончив журналистское расследование, но отказываться от возможности узнать, что же именно можно «выиграть» в результате мотивированного опроса было бы неразумно, да и не интересно. Поэтому корреспондент go64.ru перешел по указной в письме ссылке, и вот что получилось:
После того, когда дается соглашение на участие в мотивированном опросе, появляется возможность узнать, что он из себя представляет, и почему за него готовы платить 65 000 рублей. Все показалось достаточно логичным, хотя и слишком слащавым:
После того, как у сайта мошенников ушло некоторое время на «подбор вопросов от спонсоров», корреспондента go64.ru порадовали суммой, которую он якобы сможет выиграть, если начнет на вопросы отвечать:
А вот сами вопросы никакого интереса из себя не представляли. Их было шесть, и звучали они практически идентично:
После того, как «спонсорами» были получены ответы на все вопросы, система торжественно известила, что сумма вознаграждения за участие в опросе составила 118 200 рублей, и она уже готова отправиться на счет, который потребуется указать позже.
И уже через несколько секунд пришло новое извещение, что для получение всей выигранной суммы необходимо оплатить 380 рублей, которые (конечно же!!!) будут возвращены обратно после завершения транзакции.
Дальнейший алгоритм стал окончательно понятен. Мошенники затребовали данные банковской карты, номер телефона и попросили подтвердить платеж кодом, который они пришлют Sms-сообщением на указанный телефон. Лишних и неиспользуемых банковских карт у корреспондента go64.ru не оказалось, поэтому эксперимент решено было прекратить.
Сегодня корреспондент go64.ru дозвонился в клиентскую службу «Сбербанка», и после того, как его несколько раз переключали на различные службы, смог выяснить, что этот банк никогда не проводит мотивированных опросов. Поэтому, если на вашу электронную почту придет подобное «письмо счастья», не вздумайте следовать инструкциям и поддаваться на уловки мошенников – они умеют быть убедительными!
Впрочем, вполне вероятно, что мошенникам в такой ситуации нужны были совсем не деньги, а ваши персональные данные (номера банковских карт, телефонов, фамилия, имя, отчество и т.п.), а это уже куда опаснее, чем потеря 380 рублей.
И еще, зарегистрированы случаи, когда с телефонного номера 8 800 777-55-55 звонят мошенники, представляясь сотрудниками «Сбербанка». Редакция go64.ru предупреждает балаковцев, что лучше вообще не отвечать на звонки с этого номера. А вот почему этот телефон до сих пор не заблокируют, и никак не вычислят мошенников, это уже совсем другой вопрос.
P.S. Кстати, уже сегодня утром ни одна из ссылок, указанных в «письме счастья», не работала. То ли страницы были заблокированы самими мошенниками, то ли за дело взялись компетентные органы. А может быть, и то, и другое!