- .
-
Скрыть
Цены на бензин: ждать ли нового скачка в июле?
К тому, что возможность снижения цен на бензин не рассматривается ни Правительством РФ, ни нефтяными концернами, автолюбители давно привыкли. С 1 июля прогнозируется очередное подорожание автомобильного топлива. Вопрос стоит лишь один: каким оно будет?
Первого июля заканчивается действие соглашения между Правительством РФ и вертикально-интегрированными компаниями, занимающимися производством топлива, о сдерживании роста цен на бензин. Согласно этому документу цены на автомобильное топливо не должны были возрастать быстрее темпов официальной инфляции.
На сегодняшний день ни Правительство, ни нефтяные концерны не видят смысла продлять соглашение о заморозке цен. Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий топливно-энергетическую сферу, уже заявлял, что Правительство и так предпринимает достаточный объем мер, чтобы цены на топливо росли равномерно и не превышали уровень инфляции. А нефтяники уже открыто заявляют, что давно пора вернуться к рыночным отношениям в этой сфере. По мнению главы «Роснефти» Игоря Сечина, возврат к прежней системе ценообразования позволит более гармонично регулировать цены на бензин, в зависимости от спроса.
В Центре исследований реальной экономики при РЭУ отреагировали на эти заявления, посчитав, что в случае отказа сторон от продления соглашений на заморозку цен, не приведет к удорожанию стоимости бензина и дизтоплива выше официального уровня инфляции – 4,7%. С этим согласна и глава Центробанка Эльвира Набиуллина, которая сообщила, что в среднем по стране за пять первых месяцев текущего года розничные цены на автомобильное топливо выросли на 2,8%. По ее мнению, рост находится в пределах нормы и дополнительных инструментов по сдерживанию цен от государства не требуется.
Независимые аналитики не согласны с этим мнением. По словам экспертов, при самом благоприятном стечении обстоятельств, в случае отказа Правительства от политики сдерживания цен на топливо, на 5% они вырастут уже к концу лета, а не к началу будущего года. Но более вероятно, что бензин и дизтопливо подорожают к сентябрю на 10-12%. Хотя это будет и не слишком заметно для автомобилистов.
Кроме того, аналитики считают, что правильнее с экономической точки зрения, отдать регулирование цен на бензин самим автозаправкам. Сделать его рыночным, а не ручным. В таком случае цена на бензин не будет постоянно расти, а станет колебаться в рамках сезонного спроса.
О том, как относятся руководители балаковских автозаправочных станций к возможному отказу от соглашения о сдерживании цен на бензин, корреспондент go64.ru попытался узнать в интервью с ними.
- Я не считаю, что та политика, которая была выбрана Правительством в отношении сдерживания роста цен на бензин, была эффективной. И в принципе, поддерживаю мнение о том, что для их регулирования нужно применять рыночные экономические рычаги, – заявил руководитель балаковской АЗС №1 Валерий Щербань. – Независимые автозаправки не получали компенсационных выплат от государства, как это случалось с крупными топливными концернами, и мы девять месяцев работали в убыток. Сами АЗС готовы заняться регулированием цен на топливо, но нужно оценить и готовность жителей к возможному переходу на такую схему ценообразования. При этом было бы правильным законодательно отделить все АЗС от крупных нефтяных концернов, иначе на рынке просто не появятся реальные возможности для честной конкуренции.
Со своей стороны, мы и так постоянно задействуем всевозможные механизмы по уменьшению расходов на бензин у балаковцев. По мере возможности мы проводим сезонные акции, у нас есть система бонусов и скидок, к тому же мы дарим подарки тем, кто заправляется у нас. А вот прогнозируемый некоторыми экспертами скачок цен в 10-12% до начал осени считаю нереальным. При сложившихся в стране обстоятельствах этого произойти не должно. Конечно, следует учитывать и внешнеэкономические, и внешнеполитические факторы, способные повлиять на стоимость нефти. Но если не случится ничего экстраординарного, никакого резкого скачка цен на бензин и дизтопливо, по моему мнению, произойти не должно.
Практически все, сказанное Валерием Щербанем, поддерживает и руководитель АЗС «Баррель» Евгений Ульянкин.
- Согласен с мнением специалистов, что смысла в продлении соглашения по заморозке цен на бензин нет никакого. Хотя бы потому, что рост оптовых цен, которые уже выросли с начала года на 30%, оно не сдерживает, - пояснил Евгений Ульянкин. – Независимые АЗС, фактически, работают себе в убыток, поскольку доля сторонних затрат существенно увеличилась, и её уже не покрывают те 15% наценки, которые мы можем сделать при реализации топлива.
Розничные сети должны иметь собственный баланс, независимый от вертикально-интегрированных компаний. При этом топливные компании должны выполнять свои обязательства по увеличению количества бензина, поставляемого на внутренний рынок. Кстати, если эти условия будут соблюдены, никакого скачка цен на топливо внутри страны не будет!
Тех людей, кто заправляются у нас на автозаправках, мы стараемся поддерживать, по возможности. В частности, при заправке с использованием нашей карты, существует накопительная система скидок, в результате которой общая цена покупаемого бензина и дизтоплива уменьшается.
Несмотря на пессимистические прогнозы, руководители балаковских АЗС уверены, что и без заключения нового соглашения с нефтяными компаниями о заморозке цен на автомобильное топливо, правительство способно принять меры, чтобы избежать резкого удорожания стоимости бензина. А вот как это будет реализовываться на практике, или соглашение все же будет продлено, балаковцы узнают уже скоро – после 1 июля.