°С
$ - 77.96 руб.
€ - 90.56 руб.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов органами местного самоуправления

Антикоррупционная экспертиза проводится должностными лицами органов местного самоуправления в порядке, установленном: Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

 Правовую базу проведения антикоррупционной экспертизы образуют названный Федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвердившее «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; муниципальные нормативные правовые акты - Порядки проведения антикоррупционной экспертизы, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.

Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в проектах нормативных актов и нормативных актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

При этом, под коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя: необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Органы местного самоуправления и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Экспертиза проводится в отношении всех нормативных правовых актов и их проектов (постановлений Администрации и решений Советов).

Антикоррупционная экспертиза бывает предварительная и последующая. Предварительная экспертиза проводится при подготовке проектов нормативных правовых актов нормотворческими органами, по ее результатам готовится заключение. Последующая экспертиза - это экспертиза уже принятых нормативных правовых актов.

Коррупциогенные факторы органы прокуратуры выявляют в муниципальных правовых актах, что объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, значительным количеством муниципальных образований в России. Во-вторых, недостаточностью правового регулирования антикоррупционной экспертизы на муниципальном уровне. В большинстве нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, как правило, содержится рекомендация органам местного самоуправления о разработке и утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. В-третьих, недостаточной квалификацией лиц, назначенных в муниципальных органах для проведения антикоррупционной экспертизы.

Коррупциогенные нормы содержат коррупциогенные факторы - такие дефекты нормы, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в том числе создавать условия для их формальной легитимности.

Под коррупциогенными факторами понимаются источник, причина коррупционного проявления, в том числе коррупционного правонарушения. Правовая норма обладает признаком коррупциогенности, т.е. потенциальной возможности коррупционного поведения, в то время как реальная причина (коррупциогенный фактор) связана с волевой сферой поведения человека.

Виды коррупциогенных факторов установлены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Форма заключения, установлена Приложением №1 к Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

При выявлении коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.

Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко

Смотрите также
07:43 11.07.25
Самозапрет на кредиты и займы
Физлица могут потребовать внести в свои кредитные истории сведения о запрете заключать договоры потребкредита или займа, кроме ипотечных или с залогом транспорта. Еще одно исключение — основной образовательный кредит с господдержкой. Для установления или снятия запрета физлицо может неоднократно подавать заявления во все квалифицированные бюро кредитных историй через Госуслуги. Не позднее 1 сентября обеспечить предоставление этой услуги должны также МФЦ.
07:42 10.07.25
Реклама потребкредитов
В рекламе ипотеки и иных кредитов (займов) для потребителей должно быть предупреждение "Оценивайте свои финансовые возможности и риски". Если в рекламе есть хотя бы 1 условие, которое влияет на полную стоимость финпродукта, надо разместить предупреждение "Изучите все условия кредита (займа)". Также следует указать раздел сайта кредитора, где можно подробно ознакомиться с данными положениями. Действующие договоры о распространении рекламы нужно привести в соответствие новым требованиям до 1 сентября. Подробности в обзоре. Документ: Федеральный закон от 26.12.2024 N 479-ФЗ
07:41 09.07.25
Регистрация прав на недвижимость
Чтоб оформить права на недвижимость, организациям нужно подавать документы только в электронной форме. Требование не касается сделок с физлицами (кроме электронных ДДУ). Для ТСЖ, ЖСК и ряда других организаций установили переходный период до конца года. Стало больше оснований для приостановления регистрации земельных участков, зданий и сооружений на них. Препятствием станет отсутствие в ЕГРН информации о границах участка. Эксперты Росреестра подробно прокомментировали эти изменения.
07:40 08.07.25
Общие собрания собственников в МКД
Для проведения заочных голосований с помощью информсистем нужно использовать только ГИС ЖКХ или ее региональные аналоги (сторонние системы можно применять только в собраниях, о назначении которых собственников уведомили до 1 марта). Сообщения о собраниях, решения и протоколы, которые разместили в ГИС ЖКХ, автоматически поступят собственникам на Госуслуги. Чтобы инициировать собрание, обладатели не менее чем 10% голосов могут обратиться, например, в управляющую компанию, в т. ч. через ГИС ЖКХ или ее региональный аналог.
07:40 07.07.25
Регистрация и применение онлайн-касс
Изменилась процедура регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ. Ее следует применять при расчетах через СБП. Направить чек покупателю можно через информресурс ФНС. Подробности в обзоре. При расчетах на рынках, ярмарках и выставках организации и ИП обязаны применять ККТ. Без использования кассы может работать лишь ограниченный круг лиц. На компании, управляющие рынками, возложены новые обязанности и ответственность за их невыполнение.
07:39 06.07.25
Ограничения и запреты в розничной торговле
На федеральном уровне запрещена продажа несовершеннолетним энергетиков и газосодержащих бытовых товаров. Перечень последних должно установить правительство. Нельзя продавать никотинсодержащую продукцию, которая находилась в обороте без маркировки по состоянию на 15 декабря 2022 года и была промаркирована до 1 декабря 2023 года. Бестабачные смеси для нагревания приравнены к никотинсодержащей продукции. Значит, на такие смеси распространяются, в частности, запрет рекламы и ограничения торговли.
07:38 05.07.25
Регистрация транспорта
Если сделку удостоверил нотариус или ее совершили через Госуслуги, то прежний владелец может сразу снять ТС с учета, а не ждать 10 дней, как раньше. Сделать это можно через Госуслуги без посещения ГИБДД. То же правило действует, если основание для смены владельца – вступивший в силу судебный акт. Полис ОСАГО исключен из числа документов для постановки ТС на учет или регистрации смены владельца. Новый владелец ТС больше не обязан оформлять полис ОСАГО в течение 10 дней после возникновения права владения. Полиция контролирует наличие полиса только в рамках надзора за соблюдением правил дорожного движения. Документ: Федеральный закон от 08.07.2024 N 174-ФЗ