°С
$ - 102.41 руб.
€ - 104.86 руб.

Антикоррупционная оговорка

Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

В законе предусмотрены такие меры противодействия коррупции, как профилактика, борьба и минимизация (ликвидация) последствий коррупции.

Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции.

При выстраивании в организации системы антикоррупционных мер следует учитывать, что коррупционные риски могут возникать не только непосредственно внутри организации, но и вне ее, в первую очередь - в ходе взаимодействия организации с различными контрагентами: деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения тех или иных работ, оказания услуг, клиентами, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. В том числе организации целесообразно иметь в виду, что возможны ситуации, при которых организация в связи с взаимодействием с недобросовестным деловым партнером может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.

Одной из возможных мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в организации при взаимодействии с контрагентами, является включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки.

Антикоррупционная оговорка - это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например, коммерческого подкупа.

Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется. То есть он не обязывает организацию включать такую оговорку в гражданско-правовые договоры и не устанавливает ее содержание.

Вместе с тем Минтрудом России 19.09.2019 утверждены Меры по предупреждению коррупции в организациях, в которых одной из таких профилактических мер является применение антикоррупционной оговорки.

Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения.

Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации. Такие акты организации обязаны принимать во исполнение ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 19.12.2018).

Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры.

При включении антикоррупционной оговорки в договор необходимо учесть фактические возможности второй стороны исполнить обязательства, предусмотренные такой оговоркой.

Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Это может быть отдельный раздел в договоре, который предусматривает:

1) запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;

2) порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);

3) права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Если речь идет о микропредприятии, малом или среднем предприятии, стоит использовать антикоррупционную оговорку с общими положениями, содержащими обязанности сторон договора своевременно сообщить другой стороне о выявлении возможных коррупционных рисков и провести соответствующие проверки).

Однако следует учесть, что стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Учитывать свободу договора при подготовке антикоррупционной оговорки рекомендует и Минтруд России. Следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.

Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, Минтруд рекомендует сделать следующее:

1) провести переговоры, чтобы выявить конкретные замечания к антикоррупционной оговорке и найти приемлемую для обеих сторон формулировку;

2) разъяснить, что антикоррупционная оговорка не влечет юридических санкций. Ответственность, предусмотренную законодательством РФ, будет нести лицо, виновное в совершении коррупционного правонарушения;

3) скорректировать в договоре содержание типовой антикоррупционной оговорки, утвержденной локальным актом, если контрагент не согласен с такой формулировкой.

Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству.

Если деловым партнером будет совершено коррупционное правонарушение, предварительное получение от него письменного мотивированного отказа от включения антикоррупционной оговорки в договор может послужить одним из подтверждений того, что другой стороной договорных отношений принимались все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений.


Смотрите также
11:04 30.11.24
О размерах налоговых вычетов в связи с расходами, понесенными в текущем году на обучение ребенка, а также на медицинские услуги, приобретение лекарств и фитнес
Федеральным законом от 28.04.2023 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» увеличены размеры предоставляемых гражданам социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Новые значения применяются к доходам, полученным с 01.01.2024. С 50 тыс. руб. до 110 тыс. руб. увеличен размер суммы расходов, с которой можно получить налоговый вычет на обучение ребенка (подопечного), Размер налогового вычета на свое обучение, медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов, физкультурно-оздоровительные услуги, по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации, а также расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию – с 120 тыс. руб. до 150 тыс. руб. При этом расходы на дорогостоящее лечение принимаются к вычету без ограничений. Новые размеры социальных вычетов будут применяться при подаче декларации по форме 3-НДФЛ за 2024 год в 2025 году. При получении вычетов у работодателя - в течение 2024 года. Прокурор города старший советник юстиции       Р.С. Яценко
11:36 29.11.24
О материальной ответственности работодателя перед работником
Трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником в ст.ст. 234-237 ТК РФ. Во всех случаях незаконного лишения работника возможности трудиться, работодатель обязан возместить не полученный им заработок, в частности: - при незаконном отстранении работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; - при отказе работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; - при задержке работодателем выдачи работнику трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности, внесения в трудовую книжку, в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника. Кроме того, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд. Материальная ответственность работодателя может наступить за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов. Работодателем также может быть выплачен моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или его бездействием.
07:12 28.11.24
Об административной ответственности за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения
Федеральным законом от 08.08.2024 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, а также самовольное пользование ими. Пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения признается самовольным если: - отсутствует договор холодного водоснабжения (водоотведения); - нарушена сохранность контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета); - абонент врезался в водопроводную сеть до установления прибора учета. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения и (или) самовольное пользование такими системами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа: - на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; - на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; - на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:15 27.11.24
О предоставлении многодетным семьям выплаты на погашение ипотеки
В статье 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» закреплено право на получение 450 тысяч рублей в счет погашения ипотечного кредита. С 12.06.2024 право на указанную меру государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации – мать или отец, у которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2030 родились третий ребенок или последующие дети и которые выступают заемщиками по ипотеке, при условии заключения кредитного договора до 01.07.2031. Выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения, признанного на дату приобретения в установленном порядке непригодным для проживания. При приобретении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства получение выплаты возможно исключительно после регистрации права собственности на жилой дом, построенный на таком участке. Согласно внесенным поправкам, в случае если кредитный договор заключен гражданином в целях приобретения объекта недвижимости, ранее являвшегося обеспечением обязательств другого гражданина по ипотечному жилищному кредиту, в отношении которого ранее были реализованы меры государственной поддержки, данный гражданин вправе обратиться за предоставлением мер поддержки только по истечении одного года с даты реализации предыдущей меры поддержки. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:16 26.11.24
О праве на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ) предусмотрена мера поддержки материнства, отцовства и детства в виде предоставления ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Порядок и условия назначения выплаты регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330. В соответствии с требованиями ст. 9 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется следующим категориям нуждающихся в социальной поддержке граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: - беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель, и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель); - одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации. Право на пособие возникает, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в установленном порядке, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Статьей 10 Закона № 81-ФЗ установлено, что размер пособия устанавливается в процентном соотношении от соответствующей величины регионального прожиточного минимума (50%, 75% или 100%) в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи. При этом для беременных женщин пособие исчисляется исходя из величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, а для граждан, имеющих детей в возрасте до 17 лет, - исходя из величины регионального прожиточного минимума для детей. Заявление о предоставлении ежемесячного пособия подлежит рассмотрению в территориальном отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, подается в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо лично гражданином. Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на 12 месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет. Назначение ежемесячного пособия в очередном году осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором истекает срок, на который ежемесячное пособие было назначено, по заявлению о назначении ежемесячного пособия. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие назначается на каждого такого ребенка. Решение об отказе в назначении выплаты может быть обжаловано, в том числе в органы прокуратуры, а также в судебном порядке. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:17 25.11.24
Об ответственности за коммерческий подкуп
Коммерческий подкуп - достаточно распространенный вид преступлений, совершаемых против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Чаще всего коммерческий подкуп выступает в виде так называемого «отката», когда лицу, принимающему решения, незаконно передают деньги или иные материальные ценности за заключение контракта, привилегированные условия сотрудничества и т.д., что непосредственно посягает на нормальный ход рыночных отношений. Вместе с тем Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность по статье 204 УК РФ не только для лица, получившего предмет коммерческого подкупа, но и для лица, его передавшего. Вина участников таких преступлений всегда выражена в прямом умысле. Лицо, получившее предмет подкупа, может быть привлечено к ответственности, если действия (бездействие), которые оно должно совершить в интересах передающего или иных лиц, входят в его служебные полномочия либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). В случаях, если лицо путем обмана или злоупотребления доверием получило ценности за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействие) либо за способствование таким действиям, которые оно не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп. Статья имеет формальный состав, то есть отсутствует необходимость доказывать факт причинения реального ущерба чьим-либо правам и интересам, достаточно факта передачи предмета подкупа. Предметом подкупа служат деньги, имущество, имущественные права, также незаконное оказание услуг имущественного характера, в том числе, когда по указанию заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействии) лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу. Разграничены размеры коммерческого подкупа от значительного (превышающего 25 000 рублей) до особо крупного (превышающего 1 000 000 рублей). Данный вид преступления является высоколатентным, в связи с чем, как правило, выявляется, когда один из участников противоправной деятельности сотрудничает с правоохранительными органами. Следует отметить, что при коммерческом подкупе отсутствует потерпевшая сторона. Освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего коммерческий подкуп, которое активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления либо в отношении которого имело место вымогательство предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствие в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа. Наказание за совершение преступлений, связанных с коммерческим подкупом, варьируется от наложения на виновных лиц штрафа до лишения свободы на срок до 12 лет. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко
07:18 24.11.24
О выплатах для родителей, имеющих двое и более детей
С 1 января 2026 года вступает в силу Федеральный закон № 179-ФЗ от 13.07.2024, предоставляющий право на получение выплаты работающим родителям, имеющим двух и более детей, являющихся гражданами России и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, при условии, что родители также являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории России, являются налоговыми резидентами и с их доходов уплачен НДФЛ в году, предшествующем году обращения за назначением выплаты. Получить семейную налоговую выплату можно будет в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Семейная налоговая выплата производится территориальными органами Социального фонда России каждому из родителей при отсутствии у них задолженности по уплате алиментов. Учитываются дети в возрасте до 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются по очной форме обучения (за исключением обучения по дополнительным образовательным программам). Размер ежегодной выплаты будет определяться в виде разницы между суммой исчисленного НДФЛ с доходов заявителя за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой, исчисленной с того же дохода по ставке 6 % в полном объеме. Получение семейной налоговой выплаты не будет учитываться при определении права на получение иных выплат и мер социальной поддержки. Прокурор города старший советник юстиции Р. С. Яценко