°С
$ - 90.25 руб.
€ - 97.88 руб.

Антикоррупционная оговорка

Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

В законе предусмотрены такие меры противодействия коррупции, как профилактика, борьба и минимизация (ликвидация) последствий коррупции.

Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции.

При выстраивании в организации системы антикоррупционных мер следует учитывать, что коррупционные риски могут возникать не только непосредственно внутри организации, но и вне ее, в первую очередь - в ходе взаимодействия организации с различными контрагентами: деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения тех или иных работ, оказания услуг, клиентами, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. В том числе организации целесообразно иметь в виду, что возможны ситуации, при которых организация в связи с взаимодействием с недобросовестным деловым партнером может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.

Одной из возможных мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в организации при взаимодействии с контрагентами, является включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки.

Антикоррупционная оговорка - это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например, коммерческого подкупа.

Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется. То есть он не обязывает организацию включать такую оговорку в гражданско-правовые договоры и не устанавливает ее содержание.

Вместе с тем Минтрудом России 19.09.2019 утверждены Меры по предупреждению коррупции в организациях, в которых одной из таких профилактических мер является применение антикоррупционной оговорки.

Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения.

Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации. Такие акты организации обязаны принимать во исполнение ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 19.12.2018).

Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры.

При включении антикоррупционной оговорки в договор необходимо учесть фактические возможности второй стороны исполнить обязательства, предусмотренные такой оговоркой.

Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Это может быть отдельный раздел в договоре, который предусматривает:

1) запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;

2) порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);

3) права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Если речь идет о микропредприятии, малом или среднем предприятии, стоит использовать антикоррупционную оговорку с общими положениями, содержащими обязанности сторон договора своевременно сообщить другой стороне о выявлении возможных коррупционных рисков и провести соответствующие проверки).

Однако следует учесть, что стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Учитывать свободу договора при подготовке антикоррупционной оговорки рекомендует и Минтруд России. Следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.

Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, Минтруд рекомендует сделать следующее:

1) провести переговоры, чтобы выявить конкретные замечания к антикоррупционной оговорке и найти приемлемую для обеих сторон формулировку;

2) разъяснить, что антикоррупционная оговорка не влечет юридических санкций. Ответственность, предусмотренную законодательством РФ, будет нести лицо, виновное в совершении коррупционного правонарушения;

3) скорректировать в договоре содержание типовой антикоррупционной оговорки, утвержденной локальным актом, если контрагент не согласен с такой формулировкой.

Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству.

Если деловым партнером будет совершено коррупционное правонарушение, предварительное получение от него письменного мотивированного отказа от включения антикоррупционной оговорки в договор может послужить одним из подтверждений того, что другой стороной договорных отношений принимались все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений.


Смотрите также
10:27 30.04.24
Подписан закон о запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов
Федеральным законом от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации закреплены требования о соблюдении иностранным агентом ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Установлен запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента. Также законом запрещена реклама информационных ресурсов иностранных агентов в средствах массовой информации.
10:21 29.04.24
Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) на территории г. Иркутска определен Правилами благоустройства территории г. Иркутска, принятыми Решением Думы г. Иркутска от 25.12.2008 № 004-20- 560950/8.  Согласно данным Правилам собственники обязаны обеспечивать: - уборку придомовых территорий; крылец, лестниц и площадок при входных группах; - содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая прилегающую территорию в радиусе 5 метров; - очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от МКД до присоединения к магистральной сети; - установку, содержание и очистку урн; - выкашивание травы.  Собственники общего имущества в МКД (как жилых так и нежилых помещений) самостоятельно совершают действия по его содержанию и ремонту или привлекают иных физических и юридических лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества, например, посредством заключения договора с управляющей компанией.  За нарушение Правил благоустройства территории г. Иркутска предусмотрена административная ответственность в соответствии с Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 173-ОЗ.
08:34 26.04.24
О порядке использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов
Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. В соответствии с указанным нормативным правовым актом использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований: 1. место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра; 2. место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии: - не менее 50 метров - от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды); - не менее 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; - не менее 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев. 3. территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 40 см; 4. лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны; 5. в целях своевременной локализации процесса горения емкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную емкость сверху; 6. после использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности в металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение горючих материалов за пределы очага горения, к месту для сжигания предъявляются следующие требования: 1. место для сжигания должно располагаться: - не менее 25 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек; - не менее 50 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; - не менее 15 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев; 2. территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 5 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов, обустройство минерализованной полосы не требуется. При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 метров. Использование открытого огня запрещается: - на торфяных почвах; - при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима; - при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра; - под кронами деревьев хвойных пород; - в емкости, стенки которой имеют огненный сквозной прогар, механические разрывы (повреждения) и иные отверстия, в том числе технологические, через которые возможно выпадение горючих материалов за пределы очага горения; - при скорости ветра, превышающей значение 5 метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения; - при скорости ветра, превышающей значение 10 метров в секунду. В процессе использования открытого огня запрещается: - осуществлять сжигание горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (кроме жидкостей, используемых для розжига), взрывоопасных веществ и материалов, а также изделий и иных материалов, выделяющих при горении токсичные и высокотоксичные вещества; - оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления); - располагать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие материалы вблизи очага горения. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
10:20 24.04.24
Последствия не передачи показаний счетчиков
Если вы передаете показания счетчиков, плату за коммунальные услуги рассчитывают по фактическому потреблению. Если не передавать показания счетчиков, то: - в первые 3 месяца платы рассчитывают по вашему среднемесячному потреблению за последние 6 месяцев. В случае если счетчикам меньше 6 месяцев расчет осуществляется по среднемесячному потреблению за последние 3 месяца, если счетчикам меньше 3 месяцев – по нормативу. - по истечению 3 месяцев плату рассчитывают по нормативу; - если не передавать показания счетчиков 6 месяцев коммунальные службы обязаны в течение 15 дней провести проверку приборов учета и снять показания. После проверки, при условии, что счетчик исправен и пломбы не повреждены, должны сделать перерасчет. Если перерасчет в большую сторону – нужно доплатить, если в меньшую – переплату вычтут из квартплаты за следующие месяцы. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
08:32 24.04.24
Изменения в законодательстве, регламентирующие вопросы содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и местах содержания под стражей
Федеральным законом от 23.03.2024 № 60-ФЗ лицам, осужденным к реальному лишению свободы, увеличено количество телефонных разговоров с родственниками с шести до двенадцати в течении года; лицам, содержащимся под стражей в следственных изоляторах, установлены особенности предоставления свиданий с несовершеннолетними детьми. В соответствии с частью первой статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до двенадцати в год. В целях сохранения социально полезных связей внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предоставлено право подозреваемым или обвиняемым женщинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, подозреваемым и обвиняемым мужчинам, имеющим ребенка указанного возраста и являющимся единственным родителем, на ежемесячное дополнительное свидание со своими несовершеннолетними детьми.
10:17 22.04.24
Расширена программа льготной сельской ипотеки
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2023 № 1055 расширены параметры программы льготной сельской ипотеки.  Так, максимальный размер кредита по программе льготной сельской ипотеки по ставке 3% увеличен с 3 млн до 6 млн рублей для жителей всех регионов, участвующих в программе.  Льготная ипотека теперь может предоставляться также на строительство жилого дома с использованием приобретенного за счет средств кредита (займа) домокомплекта.  Уточнены понятия "сельской территории" и "сельской агломерации", а также введено понятие "опорный населенный пункт". В таких населенных пунктах за счет средств льготной ипотеки можно приобрести жилые помещения в многоквартирном доме высотой не более 5 этажей.  Внесены изменения в правила субсидирования льготных кредитов (займов), выданных индивидуальным предпринимателям и организациям, зарегистрированным на сельских территориях (сельских агломерациях), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий по льготной ставке.
08:29 22.04.24
Изменения законодательства относительно удержаний с пенсионных выплат
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2023 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.01.2024 выплата страховой пенсии пенсионерам-должникам производится органами социального фонда с учетом необходимости сохранения доходов пенсионера не ниже уровня прожиточного минимума. Внесенные поправки устанавливают, что требования исполнительных документов должны осуществляться органами Социального фонда Российской Федерации с учетом положения абз. 8 ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором идет речь о сохранении должнику ежемесячного дохода на уровне федерального прожиточного минимума для трудоспособного населения или регионального минимума, если он больше. Для сохранения прожиточного минимума пенсионерам не нужно будет обращаться в органы социального фонда с отдельным заявлением (как было ранее), сохранение прожиточного минимума будет осуществляться в беззаявительном порядке. Социальный фонд Российской Федерации с 01.01.2024 ограничен в удержании долгов из пенсий прямым указанием закона.