°С
$ - 91.98 руб.
€ - 100.24 руб.

Какие гарантии обеспечения избирательных прав граждан предусмотрены при проведении дистанционного электронного голосования на выборах?

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах и для обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при проведении дистанционного электронного голосования 14 марта 2022 года был принят закон, вносящий блок изменений в избирательное законодательство.

news1583388939.jpg Среди основных положений закона выделяется: ликвидация института членов участковых и территориальных избиркомов с правом совещательного голоса, возможность укрупнения избирательных участков, а также уточнение обязанностей кандидатов-иноагентов и ужесточение ценза судимости для совершивших экстремистские преступления.

Большое значение для принятия закона имели практические наработки проведенного эксперимента по внедрению дистанционной формы голосования за прошедшие 3 года. Анализ избирательных компаний показал преимущества и недостатки электронного голосования в отдельных регионах. На основе имеющихся данных были разработаны принципы и параметры унифицированные для всей территории России.

Останавливаясь более подробно на внесенных изменениях, необходимо отметить сокращение числа членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса до регионального и федерального уровня. В то же время отмечается возрастание количества наблюдателей с двух до трех. Количественное изменение состава названных субъектов избирательного процесса объясняется дублированием их полномочий.

Ужесточились требования к кандидатам-иноагентам, в частности, агитационные материалы должны содержать сведения о кандидате иноагенте. Все иноагенты будут внесены в созданный единый реестр, который включает в себя работников НКО-иноагентов, учредителей и СМИ-иноагентов.

Закон расширяет возможности наблюдения за выборами, по сравнению с имевшимся механизмом. Устранение института членов комиссии с правом совещательного голоса целесообразно в связи с появление общественных наблюдателей. На сегодняшний день, они выполняют функцию наблюдения, представляя собой квалифицированных, обученных граждан, без политических предпочтений.

Дистанционное электронное голосование зарекомендовала себя как положительный и эффективный опыт. Риски относительно сложности осуществления контроля, в том числе и со стороны общественности, устранены в новом Законе и это показывает приятие законодателя и ЦИК важности общественного наблюдения. В этом ключе, актуально наблюдение в территориальных и иных вышестоящих комиссиях.

Особенно актуально то, что предприняты все меры, чтобы исключить вмешательство в электронное голосование извне. Несмотря на постоянные атаки на электронные государственные сервисы, в том числе Госуслуги, отечественные IT- специалисты справляются с вызовами и обеспечивают безопасность в цифровой сфере, в том числе обеспечении невмешательства в голосовании в электронном формате.

Еще одним аспектом является четкая регламентация института наблюдения за дистанционным электронным голосованием. Теперь при организации и осуществлении дистанционного голосования должны быть обеспечены возможности наблюдения, особенности которого будут устанавливаться на основе требований ЦИК России.

Таким образом, принятый Закон обеспечивает создание дополнительных возможностей и гарантий реализации избирательных прав граждан, в том числе, посредством сети Интернет.

Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко

Смотрите также
07:27 28.02.24
Ответственность несовершеннолетних за нанесение побоев
Статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за побои установлена административная ответственность, которая может наступить только при достижении 16-летнего возраста. К несовершеннолетним, не достигшим возраста ответственности, применяются иные меры профилактического характера. Поводом для административного расследования является любая информация о факте причинении побоев, поступившая в правоохранительные органы от граждан или из медицинского учреждения. По результатам расследования в связи с недостижением возраста административной ответственности выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении с одновременной передачей материалов на рассмотрение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации соответствующего муниципального образования. Если лицо, нанесшее побои, достигло 16 лет, дело об административном правонарушении по ст. 6.1.1 КоАП РФ также передается на рассмотрение вышеназванной комиссии. Заседание проводится с участием подростка и его законных представителей. Подросток, не достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет, может быть поставлен на внутришкольный учет, а также учет в подразделении по делам несовершеннолетних органа полиции сроком до 6 месяцев. В течение срока нахождения подростка на учете в органах внутренних дел его поведение контролируется на постоянной основе. Также может быть рассмотрен вопрос направления подростка в специальное воспитательное учреждение с круглосуточным пребыванием.   В отношении лица, достигшего 16 лет, могут быть применены аналогичные меры воздействия с назначением штрафа или без такового. Кроме того, вред, причиненный нанесенными подростком побоями, может быть взыскан с родителей виновного в судебном порядке.
12:27 27.02.24
Порядок досрочного снятия дисциплинарного взыскания с работника
В соответствии с ч.1 и 4 ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации к работнику могут быть применены три меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.  Согласно ст.194 Трудового кодекса Российской Федерации если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
07:27 27.02.24
Когда ежегодный оплачиваемый отпуск может быть заменен денежной компенсацией
Согласно положениям ст.114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В соответствии с ч.1 ст.122 Трудового кодекса Российской Федерации оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Неиспользованные ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды сохраняются за работниками. Ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем. Также ч.1 ст.126 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Замена части отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается работнику в обязательном порядке при увольнении (ст.127 Трудового Кодекса Российской Федерации).
12:27 26.02.24
Скорректирован порядок проведения технического осмотра транспортных средств
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2023 №2092 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» скорректирован порядок проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения внесены, в частности, в Правила организации и проведения технического осмотра автобусов; Правила проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта и Правила проведения технического осмотра транспортных средств. Предусмотрено, что в случае невозможности представления для проведения технического осмотра включенного в график автобуса допускается его замена на иной автобус на основании заявки, представленной его владельцем. Проведение повторного технического осмотра автобуса может осуществляться ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в том числе в день ее подачи заявителем, при условии наличия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке. В ходе проведения технического осмотра автобусов уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, проверяет с обязательным применением видеозаписи, осуществляемой цифровой аппаратурой (в том числе носимыми видеорегистраторами, видеокамерами, фотоаппаратами с функцией видеозаписи).
07:27 26.02.24
С 1 сентября 2024 года вносятся изменения в правила подключения объектов капитального строительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2023 №2038 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в правила подключения объектов капитального строительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. В частности, уточнены порядок подачи комплексной заявки на подключение, порядок заключения договора о подключении, порядок определения платы за подключение, установлены условия подключения (технологического присоединения) в случаях подачи самостоятельных заявок несколькими заявителями. Так, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, утвердивший комплексную схему инженерного обеспечения территории, вправе подать комплексную заявку на подключение к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах нагрузки, определенной в указанной схеме. При поступлении комплексной заявки на подключение исполнитель обращается в орган регулирования тарифов за установлением платы за подключение в индивидуальном порядке. Плата за подключение по договору о подключении, указанном в абзаце третьем настоящего пункта, в части расходов, связанных с выполнением общих мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающих техническую возможность подключения, распределяется с учетом доли подключаемой мощности (нагрузки) в общей подключаемой мощности (нагрузке), указанной в договоре о подключении, а в части иных расходов подлежит отнесению на того заявителя, для подключения объектов которого исполнитель понес такие расходы. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
12:27 25.02.24
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации с использованием электронного сертификата
Инвалиды имеют право на обеспечение техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) согласно установленному перечню на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) за счет средств федерального бюджета. С мая 2021 года у граждан появилась возможность использования электронных сертификатов в целях приобретения ТСР. Электронный сертификат представляет собой запись в электронном реестре Государственной информационной системы электронных сертификатов (далее – ГИС ЕС). Таким образом, предназначенные для приобретения ТСР денежные средства резервируются, но фактически не переводятся на карту. При оплате ТСР картой денежные средства поступают напрямую продавцу. Для оформления электронного сертификата необходимо подать заявление посредством личного обращения в областное отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – социальный фонд России), через единый портал государственных услуг либо при посещении многофункционального центра. Заявление рассматривается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней, для резервирования денежных средств необходимо предоставить реквизиты банковской карты платежной системы МИР. На официальном сайте социального фонда России возможно ознакомиться с перечнем приобретаемых ТСР с использованием электронного сертификата и принимающих магазинов, список которых ограничен. Предельная стоимость средства реабилитации, приобретаемого с использованием электронного сертификата, определяется по результатам последней проведенной в установленном законом порядке закупки однородного товара. Соответствующая информация размещена в ЕИС в сфере закупок. Вместе с тем у граждан имеется возможность приобрести ТСР стоимостью выше, чем она установлена электронным сертификатом. В данном случае разницу в стоимости необходимо оплатить за счет собственных средств. При выборе в качестве способа обеспечения ТСР электронного сертификата имеется ряд преимуществ, к которым можно отнести: сокращенный срок принятия решения по результатам рассмотрения заявления (5 рабочих дней) и, как следствие, сокращение срока ожидания обеспечения ТСР, возможность самостоятельного выбора изделия и места его приобретения, наличие права приобретения ТСР с большим функционалом или дополнительными опциями с учетом доплаты за счет собственных средств.
07:07 25.02.24
Лица, которые не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование, не могут занимать должности, связанные с разработкой, производством, испытанием, хранением и продажей оружия и патронов к нему
Принят Федеральный закон от 10.07.2023 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», в соответствии с которым лица, которые не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование, не могут занимать должности, связанные с разработкой, производством, испытанием, хранением и продажей оружия и патронов к нему. Предусмотрено, что в организациях, осуществляющих деятельность по разработке, производству и испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов, разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, должности, связанные с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, техническим обслуживанием, ремонтом, утилизацией, реализацией, учетом, хранением и продажей оружия и патронов к нему, основных частей огнестрельного оружия, составных частей патронов, не могут замещать лица, которые не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия. Изменения вступают в силу 07.01.2024.