°С
$ - 96.04 руб.
€ - 102.25 руб.

Какие гарантии обеспечения избирательных прав граждан предусмотрены при проведении дистанционного электронного голосования на выборах?

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах и для обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при проведении дистанционного электронного голосования 14 марта 2022 года был принят закон, вносящий блок изменений в избирательное законодательство.

news1583388939.jpg Среди основных положений закона выделяется: ликвидация института членов участковых и территориальных избиркомов с правом совещательного голоса, возможность укрупнения избирательных участков, а также уточнение обязанностей кандидатов-иноагентов и ужесточение ценза судимости для совершивших экстремистские преступления.

Большое значение для принятия закона имели практические наработки проведенного эксперимента по внедрению дистанционной формы голосования за прошедшие 3 года. Анализ избирательных компаний показал преимущества и недостатки электронного голосования в отдельных регионах. На основе имеющихся данных были разработаны принципы и параметры унифицированные для всей территории России.

Останавливаясь более подробно на внесенных изменениях, необходимо отметить сокращение числа членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса до регионального и федерального уровня. В то же время отмечается возрастание количества наблюдателей с двух до трех. Количественное изменение состава названных субъектов избирательного процесса объясняется дублированием их полномочий.

Ужесточились требования к кандидатам-иноагентам, в частности, агитационные материалы должны содержать сведения о кандидате иноагенте. Все иноагенты будут внесены в созданный единый реестр, который включает в себя работников НКО-иноагентов, учредителей и СМИ-иноагентов.

Закон расширяет возможности наблюдения за выборами, по сравнению с имевшимся механизмом. Устранение института членов комиссии с правом совещательного голоса целесообразно в связи с появление общественных наблюдателей. На сегодняшний день, они выполняют функцию наблюдения, представляя собой квалифицированных, обученных граждан, без политических предпочтений.

Дистанционное электронное голосование зарекомендовала себя как положительный и эффективный опыт. Риски относительно сложности осуществления контроля, в том числе и со стороны общественности, устранены в новом Законе и это показывает приятие законодателя и ЦИК важности общественного наблюдения. В этом ключе, актуально наблюдение в территориальных и иных вышестоящих комиссиях.

Особенно актуально то, что предприняты все меры, чтобы исключить вмешательство в электронное голосование извне. Несмотря на постоянные атаки на электронные государственные сервисы, в том числе Госуслуги, отечественные IT- специалисты справляются с вызовами и обеспечивают безопасность в цифровой сфере, в том числе обеспечении невмешательства в голосовании в электронном формате.

Еще одним аспектом является четкая регламентация института наблюдения за дистанционным электронным голосованием. Теперь при организации и осуществлении дистанционного голосования должны быть обеспечены возможности наблюдения, особенности которого будут устанавливаться на основе требований ЦИК России.

Таким образом, принятый Закон обеспечивает создание дополнительных возможностей и гарантий реализации избирательных прав граждан, в том числе, посредством сети Интернет.

Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко