°С
$ - 91.43 руб.
€ - 95.80 руб.

Какую ответственность несут воспитатели и администрация в случае получения ребенком травм на территории детского сада?

В случае получения ребенком травм на территории детского сада воспитатели и руководители детского сада могут нести дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность, а образовательная организация - гражданскую или административную ответственность.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Исходя из ч. 7 данной статьи образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. За нарушение прав и свобод обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании всем обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья.

За причинение вреда обучающимся дошкольная образовательная организация может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности, так как в соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина,возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Согласно п. 1 ст. 1087 ГК РФ в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

Исходя из положений ст. ст. 151 и 1101 ГК РФ в этом случае возможна и компенсация морального вреда.

Со ссылкой на п. 1 ст. 1073 ГК РФ в абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъясняется, что в случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду), эта организация обязана возместить причиненный малолетним вред, если не докажет, что он возник не по ее вине при осуществлении надзора.

В случае привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности руководители и воспитатели несут материальную ответственность в сумме, выплаченной организацией в счет возмещения ущерба (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).

Административная ответственность как образовательной организации, так и ее должностных лиц предусмотрена ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ за нарушение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. Негосударственные детские сады могут быть также привлечены по ст. 14.4 КоАП РФ за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.

С учетом того что обеспечение права обучающихся на жизнь и здоровье входит в их трудовые обязанности, руководители и воспитатели детского сада несут дисциплинарную ответственность - по тем правилам, которые устанавливает ТК РФ (ст. 192 и др.), соответственно, к ним применяются такие дисциплинарные взыскания как замечание, выговор и увольнение.

Что касается уголовной ответственности, то виновные могут быть привлечены по ст. 293 УК РФ за халатность, которая выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении ответственным должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, когда это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Причинение вреда здоровью обучающемуся со всей очевидностью свидетельствует о существенном нарушении его прав и законных интересов, равно как и нарушении прав и законных интересов его родителей или иных законных представителей.

Уголовная ответственность обычно возлагается лишь на руководителей дошкольных образовательных организаций, которые в полной мере реализуют в отношении обучающихся организационно-распорядительные полномочия (примечание 1 к ст. 285 УК РФ). Что касается воспитателей, то те заняты лишь воспитанием и надзором за детьми и вышеупомянутыми полномочиями не обладают, следовательно, подобную ответственность не несут.

В то же время не исключена их уголовная ответственность, например, по ч. 2 ст. 118 или ч. 2 ст. 109 УК РФ за причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а также по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности: заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.


Смотрите также
14:24 28.01.25
Экзамен у иностранных граждан будут принимать государственные учреждения, определенные Правительством РФ
Федеральным законом от 09.11.2024 внесены изменения в ст. ст. 15.1 и 15.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Теперь экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации будут проводить государственные учреждения из перечня, который установит Правительство РФ. Закреплено, что государственные учреждения, включенные в перечень, проводят такой экзамен за плату. Ее размер также определит Правительство. Предусмотрено, что государственные учреждения вправе привлекать подведомственное предприятие или уполномоченную организацию к проведению и организации экзамена только в части приема документов и информационного обеспечения, а также к организационно-техническому обеспечению процедуры проведения экзамена.
14:22 27.01.25
Ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола, отказа от деторождения, а также запрет на усыновление детей гражданами государств, где разрешена смена пола
Федеральным законом от 23.11.2024 № 401-ФЗ внесены изменения в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотрена административная ответственность за пропаганду отказа от деторождения. В целом данной статьей предусмотрена ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола либо отказа от деторождения, выразившаяся в распространении информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола либо отказа от деторождения или искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений либо социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях и (или) предпочтениях, смене пола либо об отказе от деторождения, вызывающей интерес к таким отношениям и (или) предпочтениям, смене пола либо отказу от деторождения. При этом уточнено, что не являются административным правонарушением распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения и (или) совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни, соблюдения обета безбрачия (целибата) и связанного с ними отказа от деторождения, если такие информация и публичные действия основаны на внутренних установлениях централизованных религиозных организаций или религиозных организаций, входящих в их структуру. В развитие указанных положений Федеральным законом от 23.11.2024 № 411-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и установлен запрет на распространение в сети Интернет, в средствах массовой информации, кинофильмах, рекламе информации, пропагандирующей отказ от деторождения. С учетом проводимой политики государства Федеральным законом от 23.11.2024 № 405-ФЗ внесены изменения в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и установлен запрет быть усыновителями и опекунами лицам, являющимся гражданами государств, в которых разрешены смена пола и внесение в документы, удостоверяющие личность, изменений о половой принадлежности.
14:14 24.01.25
Право на обращение в суд в связи с ненадлежащим оказанием медицинских услуг
В соответствии с п. 9 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2022 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью при оказании медицинской помощи. Медицинские организации и медицинские работники несут ответственность: за нарушение прав в сфере охраны здоровья; за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, которые установлены законодательством РФ. В силу ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Таким образом, по общему правилу требования пациента о возмещении вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг, должны быть предъявлены к медицинской организации. Статьей 1064 ГК РФ установлена презумпция вины причинителя вреда, который должен представить доказательства отсутствия его вины. Пациент представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что медицинская организация является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Для удовлетворения указанного требования пациента должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие дефектов в оказании медицинской помощи пациенту и причинение работниками медицинской организации вреда в виде наступления негативных последствий, а также установление наличия прямой причинно-следственной связи между действиями работников медицинской организации по оказанию медицинской помощи пациенту и причинением вреда его здоровью. Доказательством оказания медицинской услуги ненадлежащего качества является экспертное заключение, подтверждающее нарушение стандартов медицинской услуги. При установлении судом факта ненадлежащего оказания медицинской услуги с медицинской организации в качестве возмещения вреда могут быть взысканы, в частности: расходы на оплату некачественных услуг по проведению обследования, подготовке, проведению лечения и убытки; расходы, потраченные на лечение, приобретение лекарств, и транспортные расходы; убытки за период временной нетрудоспособности. При этом расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, то суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов. Кроме того, пациент вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда, неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя и штрафа. Анализ судебной практики показывает, что при определении размера компенсации морального вреда суд может принять во внимание различные обстоятельства, например: итоговый для здоровья пациента результат оказания медицинской помощи, период его нетрудоспособности, длительность устранения последствий бездействия медицинской организации; установление пациенту инвалидности, длительного периода физических и нравственных страданий, необходимость перенесения нескольких операций и длительного периода реабилитации, сопровождаемого невозможностью самостоятельно двигаться, говорить, дышать и др.
14:08 23.01.25
Уголовный кодекс РФ дополнен новым составом преступления, касающимся защиты персональных данных граждан
Федеральным законом от 30.11.2024 № 421-ФЗ в Уголовный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся защиты персональных данных граждан. С 11.12.2024 начинает действовать статья 272.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за незаконные использование и/или передачу, сбор и/или хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной незаконным путем. За совершение таких действий грозит наказание до 4 лет лишения свободы. Если такая компьютерная информация содержит персональные данные несовершеннолетних или биометрические данные, либо если указанные преступные действия совершены из корыстной заинтересованности, с причинением крупного ущерба, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, с использованием своего служебного положения или они повлекли тяжкие последствия ответственность подлежит усилению. Максимальным наказание за подобные действия является 10 лет лишения свободы. В случае последующих передачи компьютерной информации, содержащей персональные данные, либо ввоза на территорию РФ или вывоза с территории РФ носителей такой информации может быть назначено наказание до 8 лет лишения свободы. Уголовная ответственность по данной статье наступает также - за создание и/или обеспечение функционирования информационных ресурсов (сайта в сети «Интернет», информационной системы, программного обеспечения), предназначенных для незаконных хранения - и/или распространения компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной незаконным путем. Такие действия наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.
13:39 22.01.25
Закреплено право военнослужащих-граждан и граждан, уволенных с военной службы, воспитывающих ребенка-инвалида, на внеочередное обеспечение жильем либо жилищной субсидией
Федеральным законом от 30.11.2024 № 437-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих». Определены категории военнослужащих, которым предоставляются вне очереди служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях или арендованные жилые помещения. Так, вне очереди служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях или арендованные жилые помещения предоставляются: -командирам (начальникам, руководителям) воинских частей (организаций, учреждений, органов), а также руководителям (начальникам) центральных органов военного управления и структурных подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; -военнослужащим, удостоенным звания Героя Российской Федерации; -военнослужащим, имеющим трех и более детей либо одного и более ребенка-инвалида, проживающих совместно с ними; -военнослужащим, указанным в пункте 2.1 статьи 36 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; -военнослужащим - гражданам, в отношении которых руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, приняты решения о предоставлении вне очереди служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях или арендованных жилых помещений; -военнослужащим - гражданам, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
13:31 21.01.25
Ужесточена уголовная ответственность за подделку документов
Федеральным законом от 09.11.2024 № 383-ФЗ внесен ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Ужесточена ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, печатей или бланков, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (ч. 4 ст. 327 УК РФ). Часть 4 ст. 327 УК РФ дополнена пунктом «а», предусматривающим уголовную ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, печатей или бланков, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Совершение указанных преступлений наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет. В дополнение к лишению свободы может быть назначен штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, а также ограничение свободы на срок до одного года. Кроме того, Федеральным законом от 09.11.2024 № 383-ФЗ часть 1 статьи 63 УК РФ дополнена пунктом «у», согласно которому совершение преступления лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации признается отягчающим обстоятельством.
13:29 20.01.25
Сокращен срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка
Федеральным законом от 30.11.2024 N 447-ФЗ внесены изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сокращен с двух лет до одного года. Однако определено, что срок действия такого решения составляет два года в случае, когда решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержит указание на необходимость изменения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и его перевода из одной категории земель в другую в качестве условия его предоставления. Предусматривается, что срок действия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятых исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, составляет два года.