°С
$ - 90.99 руб.
€ - 98.78 руб.

Когда применяются принудительные меры медицинского характера?

Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения, которые применяются по судебному решению в отношении лица, совершившего общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, страдающего психическими расстройствами, связанными с опасностью для него самого или других лиц либо возможностью причинения им иного вреда.

Такие меры связаны с ограничением конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, являются для них мерами уголовно-правового характера. Поэтому только суд вправе принять решение о применении к указанным лицам принудительных мер медицинского характера, освободив их от уголовной ответственности или наказания.

10.JPG Нормы главы 15 Уголовного кодекса РФ определяют основания, цели, виды принудительных мер медицинского характера, порядок их реализации, прекращения применения.

Целями применения названных мер, в отличие от целей наказания, является излечение лиц, совершивших в состоянии невменяемости общественно-опасное деяние, либо у которых после его совершения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначения или исполнения наказания, либо лиц совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости или улучшении их психического состояния, а также  предупреждение совершения ими новых деяний (статья 98 УК РФ).

Виды принудительных мер медицинского характера обусловлены медицинскими показаниями, и суд при их назначении обязан руководствоваться заключением  психической экспертизы. Соответствующие меры назначаются судом либо самостоятельно, либо параллельно с наказанием.

Статья 99 Уголовного кодекса РФ определяет следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре, и если лицо по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

Суд может продлить, изменить либо прекратить применение принудительных мер медицинского характера на основании заключения комиссии врачей-психиатров, по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение.

Лицо, которому  была назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникнет необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находящегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Применение принудительных мер медицинского характера не влечет за собой уголовно-правовые последствия в виде судимости.           

Заместитель прокурора города советник юстиции подполковник С. Д. Изместьев


  • Фото: © ic.pics.livejournal.com
Смотрите также
10:27 30.04.24
Подписан закон о запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов
Федеральным законом от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации закреплены требования о соблюдении иностранным агентом ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Установлен запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента. Также законом запрещена реклама информационных ресурсов иностранных агентов в средствах массовой информации.
10:21 29.04.24
Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) на территории г. Иркутска определен Правилами благоустройства территории г. Иркутска, принятыми Решением Думы г. Иркутска от 25.12.2008 № 004-20- 560950/8.  Согласно данным Правилам собственники обязаны обеспечивать: - уборку придомовых территорий; крылец, лестниц и площадок при входных группах; - содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая прилегающую территорию в радиусе 5 метров; - очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от МКД до присоединения к магистральной сети; - установку, содержание и очистку урн; - выкашивание травы.  Собственники общего имущества в МКД (как жилых так и нежилых помещений) самостоятельно совершают действия по его содержанию и ремонту или привлекают иных физических и юридических лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества, например, посредством заключения договора с управляющей компанией.  За нарушение Правил благоустройства территории г. Иркутска предусмотрена административная ответственность в соответствии с Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 173-ОЗ.
08:34 26.04.24
О порядке использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов
Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. В соответствии с указанным нормативным правовым актом использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований: 1. место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра; 2. место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии: - не менее 50 метров - от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды); - не менее 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; - не менее 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев. 3. территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 40 см; 4. лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны; 5. в целях своевременной локализации процесса горения емкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную емкость сверху; 6. после использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности в металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение горючих материалов за пределы очага горения, к месту для сжигания предъявляются следующие требования: 1. место для сжигания должно располагаться: - не менее 25 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек; - не менее 50 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; - не менее 15 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев; 2. территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 5 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов, обустройство минерализованной полосы не требуется. При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 метров. Использование открытого огня запрещается: - на торфяных почвах; - при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима; - при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра; - под кронами деревьев хвойных пород; - в емкости, стенки которой имеют огненный сквозной прогар, механические разрывы (повреждения) и иные отверстия, в том числе технологические, через которые возможно выпадение горючих материалов за пределы очага горения; - при скорости ветра, превышающей значение 5 метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения; - при скорости ветра, превышающей значение 10 метров в секунду. В процессе использования открытого огня запрещается: - осуществлять сжигание горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (кроме жидкостей, используемых для розжига), взрывоопасных веществ и материалов, а также изделий и иных материалов, выделяющих при горении токсичные и высокотоксичные вещества; - оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления); - располагать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие материалы вблизи очага горения. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
10:20 24.04.24
Последствия не передачи показаний счетчиков
Если вы передаете показания счетчиков, плату за коммунальные услуги рассчитывают по фактическому потреблению. Если не передавать показания счетчиков, то: - в первые 3 месяца платы рассчитывают по вашему среднемесячному потреблению за последние 6 месяцев. В случае если счетчикам меньше 6 месяцев расчет осуществляется по среднемесячному потреблению за последние 3 месяца, если счетчикам меньше 3 месяцев – по нормативу. - по истечению 3 месяцев плату рассчитывают по нормативу; - если не передавать показания счетчиков 6 месяцев коммунальные службы обязаны в течение 15 дней провести проверку приборов учета и снять показания. После проверки, при условии, что счетчик исправен и пломбы не повреждены, должны сделать перерасчет. Если перерасчет в большую сторону – нужно доплатить, если в меньшую – переплату вычтут из квартплаты за следующие месяцы. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
08:32 24.04.24
Изменения в законодательстве, регламентирующие вопросы содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и местах содержания под стражей
Федеральным законом от 23.03.2024 № 60-ФЗ лицам, осужденным к реальному лишению свободы, увеличено количество телефонных разговоров с родственниками с шести до двенадцати в течении года; лицам, содержащимся под стражей в следственных изоляторах, установлены особенности предоставления свиданий с несовершеннолетними детьми. В соответствии с частью первой статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до двенадцати в год. В целях сохранения социально полезных связей внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предоставлено право подозреваемым или обвиняемым женщинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, подозреваемым и обвиняемым мужчинам, имеющим ребенка указанного возраста и являющимся единственным родителем, на ежемесячное дополнительное свидание со своими несовершеннолетними детьми.
10:17 22.04.24
Расширена программа льготной сельской ипотеки
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2023 № 1055 расширены параметры программы льготной сельской ипотеки.  Так, максимальный размер кредита по программе льготной сельской ипотеки по ставке 3% увеличен с 3 млн до 6 млн рублей для жителей всех регионов, участвующих в программе.  Льготная ипотека теперь может предоставляться также на строительство жилого дома с использованием приобретенного за счет средств кредита (займа) домокомплекта.  Уточнены понятия "сельской территории" и "сельской агломерации", а также введено понятие "опорный населенный пункт". В таких населенных пунктах за счет средств льготной ипотеки можно приобрести жилые помещения в многоквартирном доме высотой не более 5 этажей.  Внесены изменения в правила субсидирования льготных кредитов (займов), выданных индивидуальным предпринимателям и организациям, зарегистрированным на сельских территориях (сельских агломерациях), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий по льготной ставке.
08:29 22.04.24
Изменения законодательства относительно удержаний с пенсионных выплат
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2023 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.01.2024 выплата страховой пенсии пенсионерам-должникам производится органами социального фонда с учетом необходимости сохранения доходов пенсионера не ниже уровня прожиточного минимума. Внесенные поправки устанавливают, что требования исполнительных документов должны осуществляться органами Социального фонда Российской Федерации с учетом положения абз. 8 ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором идет речь о сохранении должнику ежемесячного дохода на уровне федерального прожиточного минимума для трудоспособного населения или регионального минимума, если он больше. Для сохранения прожиточного минимума пенсионерам не нужно будет обращаться в органы социального фонда с отдельным заявлением (как было ранее), сохранение прожиточного минимума будет осуществляться в беззаявительном порядке. Социальный фонд Российской Федерации с 01.01.2024 ограничен в удержании долгов из пенсий прямым указанием закона.