°С
$ - 88.02 руб.
€ - 96.04 руб.

О правовом статусе усыновленных детей

Согласно ч. 1,3 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается.

photo_1856178_5b26bebd3f67f.jpg При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усыновления подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ).

В частности, для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя; отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка; если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них; при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя); по просьбе усыновителя также могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной»).

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления в законную силу такого решения суд направляет выписку из него в орган загса по месту вынесения решения. После государственной регистрации усыновления бывшие родители ребенка уже не смогут получить дубликат свидетельства о государственной регистрации рождения ребенка и воспользоваться правами, связанными с материнством или отцовством.

Правовые последствия усыновления представляют собой прежде всего комплекс прав и обязанностей, совпадающих с родительскими. Важнейшим правовым последствием усыновления является возможность воспитания ребенка и личного общения с ним. Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Усыновители не только имеют право и обязаны воспитывать ребенка, но и несут ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, их право на воспитание усыновленного ребенка является преимущественным (ст. 63 СК РФ).

Усыновители обязаны содержать ребенка, обеспечить получение ребенком основного общего образования и с учетом его мнения имеют право выбора образовательной организации и формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Усыновители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов усыновленного ребенка, они являются его законными представителями и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Как и родители, усыновители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Поскольку усыновление по последствиям приравнивается к родству первой степени, между усыновителями и усыновленными запрещены браки (ст. 14 СК РФ).

Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко

Смотрите также
10:27 30.04.24
Подписан закон о запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов
Федеральным законом от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации закреплены требования о соблюдении иностранным агентом ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Установлен запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента. Также законом запрещена реклама информационных ресурсов иностранных агентов в средствах массовой информации.
10:21 29.04.24
Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) на территории г. Иркутска определен Правилами благоустройства территории г. Иркутска, принятыми Решением Думы г. Иркутска от 25.12.2008 № 004-20- 560950/8.  Согласно данным Правилам собственники обязаны обеспечивать: - уборку придомовых территорий; крылец, лестниц и площадок при входных группах; - содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая прилегающую территорию в радиусе 5 метров; - очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от МКД до присоединения к магистральной сети; - установку, содержание и очистку урн; - выкашивание травы.  Собственники общего имущества в МКД (как жилых так и нежилых помещений) самостоятельно совершают действия по его содержанию и ремонту или привлекают иных физических и юридических лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества, например, посредством заключения договора с управляющей компанией.  За нарушение Правил благоустройства территории г. Иркутска предусмотрена административная ответственность в соответствии с Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 173-ОЗ.
08:34 26.04.24
О порядке использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов
Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. В соответствии с указанным нормативным правовым актом использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований: 1. место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра; 2. место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии: - не менее 50 метров - от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды); - не менее 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; - не менее 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев. 3. территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 40 см; 4. лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны; 5. в целях своевременной локализации процесса горения емкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную емкость сверху; 6. после использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности в металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение горючих материалов за пределы очага горения, к месту для сжигания предъявляются следующие требования: 1. место для сжигания должно располагаться: - не менее 25 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек; - не менее 50 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; - не менее 15 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев; 2. территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 5 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов, обустройство минерализованной полосы не требуется. При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 метров. Использование открытого огня запрещается: - на торфяных почвах; - при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима; - при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра; - под кронами деревьев хвойных пород; - в емкости, стенки которой имеют огненный сквозной прогар, механические разрывы (повреждения) и иные отверстия, в том числе технологические, через которые возможно выпадение горючих материалов за пределы очага горения; - при скорости ветра, превышающей значение 5 метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения; - при скорости ветра, превышающей значение 10 метров в секунду. В процессе использования открытого огня запрещается: - осуществлять сжигание горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (кроме жидкостей, используемых для розжига), взрывоопасных веществ и материалов, а также изделий и иных материалов, выделяющих при горении токсичные и высокотоксичные вещества; - оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления); - располагать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие материалы вблизи очага горения. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
10:20 24.04.24
Последствия не передачи показаний счетчиков
Если вы передаете показания счетчиков, плату за коммунальные услуги рассчитывают по фактическому потреблению. Если не передавать показания счетчиков, то: - в первые 3 месяца платы рассчитывают по вашему среднемесячному потреблению за последние 6 месяцев. В случае если счетчикам меньше 6 месяцев расчет осуществляется по среднемесячному потреблению за последние 3 месяца, если счетчикам меньше 3 месяцев – по нормативу. - по истечению 3 месяцев плату рассчитывают по нормативу; - если не передавать показания счетчиков 6 месяцев коммунальные службы обязаны в течение 15 дней провести проверку приборов учета и снять показания. После проверки, при условии, что счетчик исправен и пломбы не повреждены, должны сделать перерасчет. Если перерасчет в большую сторону – нужно доплатить, если в меньшую – переплату вычтут из квартплаты за следующие месяцы. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
08:32 24.04.24
Изменения в законодательстве, регламентирующие вопросы содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и местах содержания под стражей
Федеральным законом от 23.03.2024 № 60-ФЗ лицам, осужденным к реальному лишению свободы, увеличено количество телефонных разговоров с родственниками с шести до двенадцати в течении года; лицам, содержащимся под стражей в следственных изоляторах, установлены особенности предоставления свиданий с несовершеннолетними детьми. В соответствии с частью первой статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до двенадцати в год. В целях сохранения социально полезных связей внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предоставлено право подозреваемым или обвиняемым женщинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, подозреваемым и обвиняемым мужчинам, имеющим ребенка указанного возраста и являющимся единственным родителем, на ежемесячное дополнительное свидание со своими несовершеннолетними детьми.
10:17 22.04.24
Расширена программа льготной сельской ипотеки
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2023 № 1055 расширены параметры программы льготной сельской ипотеки.  Так, максимальный размер кредита по программе льготной сельской ипотеки по ставке 3% увеличен с 3 млн до 6 млн рублей для жителей всех регионов, участвующих в программе.  Льготная ипотека теперь может предоставляться также на строительство жилого дома с использованием приобретенного за счет средств кредита (займа) домокомплекта.  Уточнены понятия "сельской территории" и "сельской агломерации", а также введено понятие "опорный населенный пункт". В таких населенных пунктах за счет средств льготной ипотеки можно приобрести жилые помещения в многоквартирном доме высотой не более 5 этажей.  Внесены изменения в правила субсидирования льготных кредитов (займов), выданных индивидуальным предпринимателям и организациям, зарегистрированным на сельских территориях (сельских агломерациях), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий по льготной ставке.
08:29 22.04.24
Изменения законодательства относительно удержаний с пенсионных выплат
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2023 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.01.2024 выплата страховой пенсии пенсионерам-должникам производится органами социального фонда с учетом необходимости сохранения доходов пенсионера не ниже уровня прожиточного минимума. Внесенные поправки устанавливают, что требования исполнительных документов должны осуществляться органами Социального фонда Российской Федерации с учетом положения абз. 8 ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором идет речь о сохранении должнику ежемесячного дохода на уровне федерального прожиточного минимума для трудоспособного населения или регионального минимума, если он больше. Для сохранения прожиточного минимума пенсионерам не нужно будет обращаться в органы социального фонда с отдельным заявлением (как было ранее), сохранение прожиточного минимума будет осуществляться в беззаявительном порядке. Социальный фонд Российской Федерации с 01.01.2024 ограничен в удержании долгов из пенсий прямым указанием закона.