°С
$ - 82.65 руб.
€ - 94.36 руб.

О принимаемых коммерческими банками мерах по противодействию киберпреступлениям

В методических рекомендациях от 19.02.2021 № 3-МР Банком России предложено кредитным организациям усилить информационную работу, направленную на повышение осмотрительности их клиентов в отношении сохранности информации, используемой в целях совершения банковских операций, в частности перевода денежных средств.

Одной из рекомендаций является предложение осуществлять на постоянной основе СМС-информирование клиентов по теме противодействия мошенничеству, например, не реже 1 раза в квартал.

Поскольку фактически коммерческими банками указанные рекомендации не исполняются, напоминаем об основных правилах безопасности при телефонном общении с незнакомыми лицами:

- не сообщайте конфиденциальную информацию (коды доступа, данные банковских карт, пароли, логины);

- не осуществляйте оформление кредитов по требованиям звонящих;

- не переводите денежные средства на указанные ими счета.

Смотрите также
07:04 Сегодня
Уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей
Ввиду проникновения информационных технологий в жизнедеятельность общества в последние годы были разработаны уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности информационно-коммуникационного пространства, в том числе при определении общественно опасных способов использования информационно-коммуникационных сетей, включая сеть Интернет. Федеральным законом от 08.06.2015 № 153-ФЗ были внесены изменения в ст.187 "Неправомерный оборот средств платежей" в части усиления ответственности за преступления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием банковских технологий. В настоящее время в нашу жизнь твердо вошли способы оплаты посредством средств электронных платежей. Для этого граждане и организации используют платежные банковские карты, распоряжения о переводе денежных средств, электронные средства и носители информации, технические устройства, компьютерные программы, предназначенные для осуществления приема, выдачи и перевода денежных средств. В случае неправомерного использования данных средств платежей, в том числе с целью хищения чужого имущества (например, денег, находящихся на счетах в банках) законодателем предусмотрена уголовная ответственность. Следует понимать, что платежными картами являются дебетовые, кредитные и предоплаченные банковские карты. Под распоряжениями о переводе денежных средств понимаются документы, обеспечивающие доступ к безналичным и электронным денежным средствам в рамках предусмотренных законом форм безналичных расчетов (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование и т.п.). Под электронными средствами платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (например, банковские карты или "электронные кошельки"). Изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты, а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств образует состав преступления, предусмотренного ч.1 ст.187 УК РФ и наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Изготовление поддельных средств платежей может быть выражено: а) в создании копий оригинальных банковских карт; б) в оформлении банковских карт на подставных лиц, в) в регистрации в электронной платежной системе "электронного кошелька" с использованием персональных данных и документов подставных лиц; г) в оформлении платежных поручений от имени фирм-"однодневок" для перевода денежных средств по мнимым сделкам. Приобретение поддельных платежных карт и иных средств платежей предполагает любую форму завладения ими, включая покупку, получение в дар или находку. Сбыт поддельных средств платежа предполагает отчуждение поддельных платежных карт или иных средств платежей другому лицу под видом подлинных средств платежей. Кроме того, как следует из сложившейся на территории края судебной практики передача за денежное вознаграждение иным лицам своих электронных средств и электронных носителей информации, банковских карт, при понимании того, что в результате таких действий третьи лица смогут самостоятельно и неправомерно осуществлять от его имени переводы денежных средств по его расчетным счетам, снимать наличные денежные средства и иными способами ими распоряжаться, в том числе при совершении иных преступлений, например, мошенничества, финансирования экстремистской деятельности, влечет уголовную ответственность лица, хотя и законным образом получившего в банке банковскую карту, но незаконно ее передавшего третьим для лицам для облегчения совершения ими иных преступлений. Изготовление банковских карт, которые изначально были предназначены для осуществления противоправных действий по обороту денежных средств, является уголовным преступлением.
07:03 Вчера
Применение наказания в виде принудительных работ как альтернатива лишению свободы
Уголовным кодексом Российской Федерации к основным видам наказания отнесены принудительные работы, которые введены в действие Федеральным законом «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 №420-ФЗ. На практике принудительные работы фактически применяются с 01.01.2017 и в сравнении с иными видами наказаний являются самым «молодым». Согласно ст.53.1 УК РФ принудительные работы являются альтернативой наказанию в виде лишения свободы, назначаются за преступления небольшой или средней тяжести, а также за совершение впервые тяжкого преступления, на срок от 2 месяцев до 5 лет. По смыслу ст.53.1 УК РФ принудительные работы могут быть назначены только в порядке замены наказания в виде лишения свободы. Если же осужденному не может быть в соответствии с законом назначено наказание в виде лишения свободы, то и принудительные работы, как альтернативный вид наказания, не допускаются. Данное наказание является более мягким, чем лишение свободы, поскольку предполагает возможность не изолировать полностью человека от общества, дать ему возможность трудиться и получать оплату за свой труд. Вместе с тем, закон устанавливает, что с осужденного к принудительным работам в обязательном порядке удерживается часть заработной платы в доход государства, в размере от 5 до 20 %. Местом отбытия наказания в виде принудительных работ являются специализированные центры, которые определяется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Согласно п.22.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ №58 от 22.12.2015 «О практике назначения судами российской Федерации уголовного наказания» при постановлении обвинительного приговора судам необходимо установить наличие возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, а соответственно наличие или отсутствие оснований для замены наказания на принудительные работы. С учетом того, что принудительные работы связаны с обязательным привлечением к труду, то отдельным категориям граждан наказание в виде принудительных работ не назначается. В силу ч.7 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, инвалидам 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, пенсионерам и военнослужащим.
07:03 26.04.25
Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения граждан
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места с массовым пребыванием людей, препятствующее совершению террористического акта. Указанным федеральным законом полномочия по установлению обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и контроля за их выполнением возложены на Правительство Российской Федерации. Требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорт безопасности, а также вопросы осуществления контроля за их выполнением утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 №447. Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для их правообладателей. За нарушение установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) или воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусмотрена административная ответственности по ч.1 ст.20.35 КоАП РФ. За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей. Если лицо привлеклось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 20.35 КоАП РФ, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней и вновь нарушило требования к антитеррористической защищенности объектов, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наступает уголовная ответственность по статье 217.3 УК РФ.
07:02 25.04.25
Ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных
Федеральным законом от 30.11.2024 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с30.05.2025 в ст.13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие существенное ужесточение наказания за нарушения в области персональных данных, а также вводятся дополнительные спецсоставы, предусматривающие самостоятельные меры наказания. Так, увеличивается размер штрафов по общему составу правонарушения. Например, для юридических лиц предусмотрен штраф от 150 до 300 тысяч рублей (вместо 60 - 100 тысяч рублей соответственно). Увеличивается размер штрафа за повторное нарушение в данной сфере: на граждан в размере от 15 до 30 тысяч рублей (вместо 4 – 12 тысяч рублей); на должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей (вместо 20 – 50 тысяч рублей); на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей (вместо 100 – 300 тысяч рублей). Вводимыми с 30.05.2025 спецсоставами предусмотрены меры ответственности за совершение следующих нарушений: нарушение обязанности уведомить о намерении обрабатывать персональные данные; нарушение обязанности уведомить об утечке персональных данных; действия (бездействие), повлекшие их утечку; действия (бездействие), повлекшие утечку специальной категории персональных данных; действия (бездействие), повлекшие утечку биометрических персональных данных. Невыполнение (нарушение) названных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 800 тысяч рублей, на должностных лиц от 200 тысяч рублей до 1 500 000 рублей, на юридических лиц от 1 000 000 до 20 000 000 рублей. Индивидуальные предприниматели уплачивают штраф в том же размере, что и юридические лица. При этом возможность уплатить штраф с 50 % скидкой за совершение указанных правонарушений упразднена.
07:02 24.04.25
С 1 марта 2025 года изменился порядок использования отгулов за работу в выходной день. Поправки внесли в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ работникам оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Согласно новым поправкам работник может использовать отгул за работу в выходной или праздничный день в любое время, но только в течение года со дня такой работы. Отгул можно присоединить к отпуску, предоставляемому в указанный период. Данное правило распространяется на все отгулы, которые за работу в выходной день работники выберут после 1 марта текущего года. Работодатель обязан отслеживать чтобы работник использовал отгулы в течение года. Если работник не использовал день отдыха в течение года, то он может получить соответствующую денежную компенсацию только при увольнении. В день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. За отказ работодателя работнику в отгуле за работу в выходной день предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, штраф для организации составит до 50 тыс. руб., для руководителя до 5 тыс. руб. В случае если при увольнении не компенсировать работнику неиспользуемые отгулы, организацию оштрафуют до 50 тыс. руб., руководителя до 20 тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Кроме этого, работнику необходимо оплатить проценты за задержку выплаты в порядке, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ.
07:01 23.04.25
Информирование наследников о неисполненных обязательствах наследодателя возложено на нотариусов
Федеральным законом от 23.11.2024 № 407-ФЗ Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнены статьей 61.1 - «Извещение наследников о долгах наследодателя». В соответствии с указанной статьей нотариус, ведущий наследственное дело, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем открытия наследственного дела, обязан направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история наследодателя, либо об отсутствии кредитной истории наследодателя. Информация из Центрального каталога кредитных историй и бюро кредитных историй предоставляется нотариусу через единую информационную систему нотариата в электронной форме на безвозмездной основе не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Нотариус, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения информации из Центрального каталога кредитных историй, извещает наследников, подавших ему заявления о принятии наследства: об отсутствии кредитной истории наследодателя; об отсутствии неисполненных долговых обязательств наследодателя; о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, об их размере; о наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя, сведения о которых получены им из иных источников. Нотариус извещает о полученной информации наследников в письменной форме по известному адресу места жительства или известному адресу электронной почты либо знакомит их с полученной информацией при личной явке. Изменения вступают в силу с 24 ноября 2025 года.
07:00 22.04.25
О льготе по проезду детей в поездах дальнего следования
Постановлением Правительства РФ от 04.03.2025 № 266 для пассажиров - граждан Российской Федерации в возрасте от 10 до 18 лет установлен льготный коэффициент 0,5 к тарифам на перевозку взрослого пассажира железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в поездах дальнего следования всех категорий, за исключением скоростных поездов. Оформление таких проездных документов предоставляется пассажирам, возраст которых не превышает 18 лет на момент отправления поезда. Для оформления льготного билета необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и содержащий информацию о дате рождения пассажира. Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования - с 5 марта 2025 года.