°С
$ - 97.41 руб.
€ - 103.16 руб.

О возмещении морального вреда по трудовым спорам

Согласно ст. 237 ТК РФ под моральным вредом применительно к трудовым правоотношениям следует понимать вред, причиненный сотруднику неправомерными действиями или бездействием работодателя. К примеру, неправомерными действиями или бездействием работодателя могут являться: незаконное увольнение, дискриминация, задержка выплаты заработной платы, неправомерные действия при обработке персональных данных, наложении дисциплинарных взысканий, переводе и пр.

Более детальное определение дается в ст. 151 ГК РФ. Там сказано, что моральный вред - это физические или нравственные страдания, перенесенные гражданином в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, моральным вредом, за который несет ответственность работодатель, признается ущерб нематериального характера, причиненный сотруднику только в связи с нарушением его прав в рамках трудовых взаимоотношений. Если факт нарушения прав трудящегося отсутствует, то требовать какого бы то ни было возмещения морального вреда от работодателя он не вправе.

Если сотруднику был нанесен моральный вред, он может компенсироваться работодателем:

- либо добровольно в соответствии с условиями трудового договора (а также в рамках иного соглашения между сторонами). Работодатель в локальных нормативных документах, коллективном договоре или индивидуальном договоре может предусматривать принципы и порядок возмещения трудящимся морального вреда в связи с нарушением их прав. Кроме этого, стороны могут достигнуть отдельного соглашения о досудебном порядке урегулирования спора и решить вопросы, связанные с компенсацией морального вреда, без обращения в суд;

- либо в судебном порядке в рамках разрешения трудового спора (при невозможности сторон договориться).

При отказе работодателя выплачивать компенсацию либо при несогласии работника с ее размером последний может обратиться в суд.

Необходимо иметь в виду, что моральный вред обязательно должен предполагать фактическое несение сотрудником каких-либо страданий и лишений в связи с нарушением его прав. То есть это не эфемерное: "я страдал из-за того, что работодатель меня дискриминировал на работе", а конкретные доказательства: "ухудшилось самочувствие, постоянно держалось высокое давление, хотя раньше такого не было, вот справка от врача".

Бремя доказывания в данном случае возлагается на самого работника. Поэтому сотрудники нередко заранее собирают доказательственную базу для предъявления в суд требования о компенсации морального вреда. К таким документам на практике относятся:

- листки нетрудоспособности;

- свидетельские показания (других сотрудников организации);

- справки или другие документы, которыми можно подтвердить факт того, что потерпевший является единственным кормильцем и вследствие случившегося он временно или постоянно прекратил им быть;

- аптечные чеки на приобретение лекарств, справки от врачей об ухудшении состояния здоровья.

Суд принимает во внимание различные факторы, которые могут сопутствовать рассматриваемому трудовому спору и взаимоотношениям сторон трудовых отношений, его касающимся. В отдельных случаях моральный вред должен быть возмещен и при отсутствии вины работодателя (например, если вред был причинен работнику источником повышенной опасности).

Рассматривая иск, суд назначает размер компенсации независимо от суммы, уплачиваемой за имущественный вред. Конкретной фиксированной суммы компенсации морального вреда закон не содержит. Пострадавший может просить любую сумму, которая, по его мнению, способна возместить моральный вред. Однако окончательное ее определение остается в компетенции суда, который с учетом самых разных обстоятельств, включая и особенности психического и физического здоровья лица, сам определяет подлежащую выдаче потерпевшему сумму.

Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко

Смотрите также
06:48 Сегодня
Законодательством усовершенствован вопрос ликвидации накопленного вреда окружающей среде
Федеральным законом от 04.08.2023 № 449-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления», «Об общих принципах организации публичной власти в Российской Федерации», направленные на совершенствование правового регулирования вопросов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также закрепление правовых механизмов, необходимых для реализации федерального проекта «Генеральная уборка». Уточняются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Вводятся порядок и процедуры оценки объектов накопленного вреда. На региональные и муниципальные органы власти возложена обязанность по выявлению и ликвидации объектов накопленного вреда. Ликвидация накопленного вреда будет осуществляться в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, а также за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. На Росприроднадзор возложены обязанности проведения обследования объектов в части негативного воздействия на окружающую среду, на Роспотребнадзор – по оценке влияния объекта на здоровье людей. По итогам оценки будут определяться наиболее опасные объекты, подлежащие ликвидации в первоочередном порядке. Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
06:43 29.09.23
Внесены изменения в закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Внесенные изменения в Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Федеральный закон от 04.08.2023 № 488-ФЗ) предусматривают: - установление обязанностей органов опеки и попечительства по предоставления в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, информации об условиях жизни и воспитания таких детей и переданных под опеку (попечительство) в семьи, о выполнении опекунами (попечителями) своих обязанностей; - регламентация использования портала госуслуг при осуществлении взаимодействия между органами опеки и попечительства и гражданами, желающими принять детей на воспитание в семьи; - порядок информационного взаимодействия государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, с государственной информационной системой «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере». Закон вступает в силу с 1 июля 2024 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок вступления их в силу.
06:38 27.09.23
Уголовная ответственность за отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по оборонному заказу
Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 285.6., которой предусмотрена уголовная ответственность. Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение таких государственного контракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом, наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трёх до четырёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет. Привлечению к уголовной ответственности подлежат только должностные лица, которые подвергнуты административному наказанию: - за отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого государственного контракта является обязательным для указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 1 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); - или за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния   (часть 2 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В соответствии со статьёй 3, частью 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «О государственном оборонном заказе» государственным оборонным заказом является установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Государственный оборонный заказ обязателен для принятия единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, при условии, что государственный оборонный заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по государственному оборонному заказу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта, а также государственными унитарными предприятиями и (или) иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, в случае, если претенденты на размещение государственного оборонного заказа путем использования государственным заказчиком конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) отсутствуют или по результатам такого определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не определён головной исполнитель.