°С
$ - 87.74 руб.
€ - 95.76 руб.

Об ответственности несовершеннолетних

Понятие преступления закреплено в ст. 14 УК РФ, согласно которой преступлением признается виновно совершенное общественное опасное деяние, запрещенное Уголовным законом под угрозой наказания. При этом согласно нормам УК РФ несовершеннолетними признаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. По общему правилу уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления и некоторые преступления средней тяжести – с 14 лет.

Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, так как законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен в полной мере осознавать последствия своих деяний.

В ст. 20 УК РФ законодатель определил исчерпывающий перечень преступлений, за которые лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет, подлежат уголовной ответственности. Например: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование или насильственные действия сексуального характера, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), грабеж, разбой, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм и другие.

Уголовная ответственность несовершеннолетних определяется ст. 87 УК РФ, при вынесении приговора в отношении несовершеннолетнего его возраст является смягчающим обстоятельством.

В отличие от взрослых к несовершеннолетним применяются более мягкие меры и виды уголовного наказания. Учитывая социальный статус подростков и возрастные особенности, цели наказания в данном случае направлены на перевоспитание человека.

Так, наказание в виде штрафа может быть назначено как несовершеннолетнему, так и взыскано с его родителей, при этом сумма штрафа не может превышать 50 000 рублей.

Обязательные работы, которые заключаются в выполнении несовершеннолетним посильных работ и исполняются в свободное от учебы или основной работы время. При этом общий срок наказания не должен превышать 160 часов, а продолжительность исполнения для лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста, не должна превышать 2 часов в день, для лиц от пятнадцати до восемнадцати лет – трех.

Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему только на срок до одного года. Общий срок ограничения свободы для несовершеннолетнего лица не должен превышать двух лет. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, но не свыше 6 лет. При совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, а также остальным осужденным несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.

Несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой тяжести впервые, как и несовершеннолетним, совершившим впервые преступление средней тяжести в возрасте до 16 лет – наказание в виде лишения свободы назначено быть не может.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы в отношении несовершеннолетних не назначается.

В ст. 90 УК РФ законодатель предусмотрел возможность освобождения несовершеннолетнего от наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Таковыми являются предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры воспитательного воздействия назначаются несовершеннолетним на срок от одного месяца до двух лет, при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет, при совершении преступления средней тяжести.

В случае несоблюдения несовершеннолетним указанных мер, действующее законодательство предусматривает возможность их отмены, и направления материалов для его привлечения к уголовной ответственности.

В отличие от уголовной административная ответственность выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Перечень административных правонарушений закреплен в особенной части КоАП РФ.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

При этом из десяти видов административных наказаний к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф.

Закон не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста.

С учетом конкретных обстоятельств дела, данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, закон позволяет решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Таковыми является: обязанность принесения публичного извинения потерпевшему; предупреждение; объявления выговора или строгого выговора; возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанности возместить причиненный материальный ущерб; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел – Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко

Смотрите также
10:27 30.04.24
Подписан закон о запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов
Федеральным законом от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации закреплены требования о соблюдении иностранным агентом ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Установлен запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента. Также законом запрещена реклама информационных ресурсов иностранных агентов в средствах массовой информации.
10:21 29.04.24
Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) на территории г. Иркутска определен Правилами благоустройства территории г. Иркутска, принятыми Решением Думы г. Иркутска от 25.12.2008 № 004-20- 560950/8.  Согласно данным Правилам собственники обязаны обеспечивать: - уборку придомовых территорий; крылец, лестниц и площадок при входных группах; - содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая прилегающую территорию в радиусе 5 метров; - очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от МКД до присоединения к магистральной сети; - установку, содержание и очистку урн; - выкашивание травы.  Собственники общего имущества в МКД (как жилых так и нежилых помещений) самостоятельно совершают действия по его содержанию и ремонту или привлекают иных физических и юридических лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества, например, посредством заключения договора с управляющей компанией.  За нарушение Правил благоустройства территории г. Иркутска предусмотрена административная ответственность в соответствии с Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 173-ОЗ.
08:34 26.04.24
О порядке использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов
Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. В соответствии с указанным нормативным правовым актом использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований: 1. место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра; 2. место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии: - не менее 50 метров - от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды); - не менее 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; - не менее 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев. 3. территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 40 см; 4. лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны; 5. в целях своевременной локализации процесса горения емкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную емкость сверху; 6. после использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности в металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение горючих материалов за пределы очага горения, к месту для сжигания предъявляются следующие требования: 1. место для сжигания должно располагаться: - не менее 25 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды). При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек; - не менее 50 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; - не менее 15 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев; 2. территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 5 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов, обустройство минерализованной полосы не требуется. При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 метров. Использование открытого огня запрещается: - на торфяных почвах; - при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима; - при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра; - под кронами деревьев хвойных пород; - в емкости, стенки которой имеют огненный сквозной прогар, механические разрывы (повреждения) и иные отверстия, в том числе технологические, через которые возможно выпадение горючих материалов за пределы очага горения; - при скорости ветра, превышающей значение 5 метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения; - при скорости ветра, превышающей значение 10 метров в секунду. В процессе использования открытого огня запрещается: - осуществлять сжигание горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (кроме жидкостей, используемых для розжига), взрывоопасных веществ и материалов, а также изделий и иных материалов, выделяющих при горении токсичные и высокотоксичные вещества; - оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления); - располагать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие материалы вблизи очага горения. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
10:20 24.04.24
Последствия не передачи показаний счетчиков
Если вы передаете показания счетчиков, плату за коммунальные услуги рассчитывают по фактическому потреблению. Если не передавать показания счетчиков, то: - в первые 3 месяца платы рассчитывают по вашему среднемесячному потреблению за последние 6 месяцев. В случае если счетчикам меньше 6 месяцев расчет осуществляется по среднемесячному потреблению за последние 3 месяца, если счетчикам меньше 3 месяцев – по нормативу. - по истечению 3 месяцев плату рассчитывают по нормативу; - если не передавать показания счетчиков 6 месяцев коммунальные службы обязаны в течение 15 дней провести проверку приборов учета и снять показания. После проверки, при условии, что счетчик исправен и пломбы не повреждены, должны сделать перерасчет. Если перерасчет в большую сторону – нужно доплатить, если в меньшую – переплату вычтут из квартплаты за следующие месяцы. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
08:32 24.04.24
Изменения в законодательстве, регламентирующие вопросы содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и местах содержания под стражей
Федеральным законом от 23.03.2024 № 60-ФЗ лицам, осужденным к реальному лишению свободы, увеличено количество телефонных разговоров с родственниками с шести до двенадцати в течении года; лицам, содержащимся под стражей в следственных изоляторах, установлены особенности предоставления свиданий с несовершеннолетними детьми. В соответствии с частью первой статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до двенадцати в год. В целях сохранения социально полезных связей внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предоставлено право подозреваемым или обвиняемым женщинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, подозреваемым и обвиняемым мужчинам, имеющим ребенка указанного возраста и являющимся единственным родителем, на ежемесячное дополнительное свидание со своими несовершеннолетними детьми.
10:17 22.04.24
Расширена программа льготной сельской ипотеки
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2023 № 1055 расширены параметры программы льготной сельской ипотеки.  Так, максимальный размер кредита по программе льготной сельской ипотеки по ставке 3% увеличен с 3 млн до 6 млн рублей для жителей всех регионов, участвующих в программе.  Льготная ипотека теперь может предоставляться также на строительство жилого дома с использованием приобретенного за счет средств кредита (займа) домокомплекта.  Уточнены понятия "сельской территории" и "сельской агломерации", а также введено понятие "опорный населенный пункт". В таких населенных пунктах за счет средств льготной ипотеки можно приобрести жилые помещения в многоквартирном доме высотой не более 5 этажей.  Внесены изменения в правила субсидирования льготных кредитов (займов), выданных индивидуальным предпринимателям и организациям, зарегистрированным на сельских территориях (сельских агломерациях), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий по льготной ставке.
08:29 22.04.24
Изменения законодательства относительно удержаний с пенсионных выплат
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2023 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.01.2024 выплата страховой пенсии пенсионерам-должникам производится органами социального фонда с учетом необходимости сохранения доходов пенсионера не ниже уровня прожиточного минимума. Внесенные поправки устанавливают, что требования исполнительных документов должны осуществляться органами Социального фонда Российской Федерации с учетом положения абз. 8 ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором идет речь о сохранении должнику ежемесячного дохода на уровне федерального прожиточного минимума для трудоспособного населения или регионального минимума, если он больше. Для сохранения прожиточного минимума пенсионерам не нужно будет обращаться в органы социального фонда с отдельным заявлением (как было ранее), сохранение прожиточного минимума будет осуществляться в беззаявительном порядке. Социальный фонд Российской Федерации с 01.01.2024 ограничен в удержании долгов из пенсий прямым указанием закона.