°С
$ - 80.31 руб.
€ - 90.10 руб.

Особенности усыновления ребенка отчимом или мачехой

Усыновление или удочерение (далее-усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Если усыновить ребенка желает его отчим или мачеха, усыновление осуществляется в судебном порядке в соответствии с общими требованиями, установленными законодательством. В частности, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Чтобы усыновить ребенка, потребуется, в частности, подать в суд заявление об усыновлении с приложением необходимых документов.

В целях упрощения процедуры усыновления для отчима (мачехи) установлены определенные особенности.

Так, на отчима (мачеху) не распространяются следующие требования:

-наличие разницы в возрасте с ребенком не менее 16 лет;

-наличие дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживает отчим (мачеха);

-необходимость прохождения психолого-педагогической и правовой подготовки в установленном порядке.

Таким образом, как правило, при подаче в суд заявления об усыновлении ребёнка отчиму (мачехи), которые являются гражданами РФ, постоянно проживающими на территории РФ, достаточно приложить

1)      Копию свидетельства о браке усыновителя;

2)      Согласие супруга (родителя ребенка) или документ, подтверждающий что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года;

3)      Медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя;

4)      Документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.

Также с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств суд вправе удовлетворить заявление отчима (мачехи) об усыновлении, если по состоянию здоровья не может усыновить ребенка, но приживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений.

Смотрите также
07:05 30.04.25
О продаже сим-карт без предъявления паспорта гражданином
Частью 4 статьи 13.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение от имени оператора связи договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим полномочий от оператора связи на заключение такого договора, либо невыполнение оператором связи или лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в такой договор установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте, либо включение оператором связи или лицом, действующим от имени оператора связи, недостоверных сведений в такой договор, либо непредставление или несвоевременное представление лицом, действующим от имени оператора связи, оператору связи экземпляра заключенного с абонентом договора, если указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Гражданам, покупающим сим-карты без предъявления своего паспорта и без их оформления на себя, необходимо понимать, что в каждом таком случае они становятся потенциальными жертвами преступлений. Привязывая такой номер телефона к своей банковской карте, вы открываете злоумышленникам доступ к банковскому счету и лицевому счету абонента мобильной связи. Кроме того, покупая сим-карту без ее надлежащего оформления, каждый гражданин может столкнуться и с трудностями при обслуживании его сотовым оператором. Необходимо помнить, что личная и финансовая безопасность в первую очередь зависит от самих граждан, а не от других лиц.
07:04 29.04.25
Практика привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих незаконную деятельность по предоставлению потребительских займов
Одним из основных нормативных актов в сфере предоставления потребительских кредитов (займов) является Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ, в соответствии с которым предоставлять потребительские кредиты и займы имеют право банки, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. К кредиторам предъявляются требования о включении микрофинансовых организаций и ломбардов в специальный государственный реестр. Такая информация должна размещаться в местах оказания услуг, в том числе в сети «Интернет». Осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по их предоставлению юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, является административным правонарушением (статья 14.56 КоАП РФ).   Наказание предусмотрено для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в виде штрафа до 50 тыс. руб., юридических лиц – до 500 тыс. руб. возможно административное приостановление деятельности на срок до 15 суток. При повторном нарушении размер штрафа составит до 200 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 2 млн. руб. - для юридических лиц, административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. С 11.06.2021 установлена уголовная ответственность для лица, ранее привлеченного к административной ответственности за повторное аналогичное нарушение - ст. 171.5 УК РФ, санкция которой предусматривает назначение штрафа в размере до 1 млн руб., либо лишение свободы на срок до 3 лет. С мая 2025 г. будет сформирован реестр должников по алиментным обязательствам В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» сведения о должниках по уплате алиментов (назначенных по решению суда либо по нотариальному удостоверенному соглашению), которые привлечены к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей, а также объявленных судебным приставом в розыск, должна вносится в реестр должников по алиментным обязательствам. Данный реестр будет формироваться Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации и публиковаться в открытым доступе на сайте ФССП России. Должников по алиментным обязательствам надлежит информировать о включении сведений о них в реестр должников, а также об исключении таких сведений из указанного реестра. Актуальную информацию о трудоустройстве должников ФССП России совместно с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации будут получать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Указанные изменения вступают в силу с 25 мая 2025 года
07:04 28.04.25
Уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей
Ввиду проникновения информационных технологий в жизнедеятельность общества в последние годы были разработаны уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности информационно-коммуникационного пространства, в том числе при определении общественно опасных способов использования информационно-коммуникационных сетей, включая сеть Интернет. Федеральным законом от 08.06.2015 № 153-ФЗ были внесены изменения в ст.187 "Неправомерный оборот средств платежей" в части усиления ответственности за преступления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием банковских технологий. В настоящее время в нашу жизнь твердо вошли способы оплаты посредством средств электронных платежей. Для этого граждане и организации используют платежные банковские карты, распоряжения о переводе денежных средств, электронные средства и носители информации, технические устройства, компьютерные программы, предназначенные для осуществления приема, выдачи и перевода денежных средств. В случае неправомерного использования данных средств платежей, в том числе с целью хищения чужого имущества (например, денег, находящихся на счетах в банках) законодателем предусмотрена уголовная ответственность. Следует понимать, что платежными картами являются дебетовые, кредитные и предоплаченные банковские карты. Под распоряжениями о переводе денежных средств понимаются документы, обеспечивающие доступ к безналичным и электронным денежным средствам в рамках предусмотренных законом форм безналичных расчетов (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование и т.п.). Под электронными средствами платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (например, банковские карты или "электронные кошельки"). Изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты, а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств образует состав преступления, предусмотренного ч.1 ст.187 УК РФ и наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Изготовление поддельных средств платежей может быть выражено: а) в создании копий оригинальных банковских карт; б) в оформлении банковских карт на подставных лиц, в) в регистрации в электронной платежной системе "электронного кошелька" с использованием персональных данных и документов подставных лиц; г) в оформлении платежных поручений от имени фирм-"однодневок" для перевода денежных средств по мнимым сделкам. Приобретение поддельных платежных карт и иных средств платежей предполагает любую форму завладения ими, включая покупку, получение в дар или находку. Сбыт поддельных средств платежа предполагает отчуждение поддельных платежных карт или иных средств платежей другому лицу под видом подлинных средств платежей. Кроме того, как следует из сложившейся на территории края судебной практики передача за денежное вознаграждение иным лицам своих электронных средств и электронных носителей информации, банковских карт, при понимании того, что в результате таких действий третьи лица смогут самостоятельно и неправомерно осуществлять от его имени переводы денежных средств по его расчетным счетам, снимать наличные денежные средства и иными способами ими распоряжаться, в том числе при совершении иных преступлений, например, мошенничества, финансирования экстремистской деятельности, влечет уголовную ответственность лица, хотя и законным образом получившего в банке банковскую карту, но незаконно ее передавшего третьим для лицам для облегчения совершения ими иных преступлений. Изготовление банковских карт, которые изначально были предназначены для осуществления противоправных действий по обороту денежных средств, является уголовным преступлением.
07:03 27.04.25
Применение наказания в виде принудительных работ как альтернатива лишению свободы
Уголовным кодексом Российской Федерации к основным видам наказания отнесены принудительные работы, которые введены в действие Федеральным законом «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 №420-ФЗ. На практике принудительные работы фактически применяются с 01.01.2017 и в сравнении с иными видами наказаний являются самым «молодым». Согласно ст.53.1 УК РФ принудительные работы являются альтернативой наказанию в виде лишения свободы, назначаются за преступления небольшой или средней тяжести, а также за совершение впервые тяжкого преступления, на срок от 2 месяцев до 5 лет. По смыслу ст.53.1 УК РФ принудительные работы могут быть назначены только в порядке замены наказания в виде лишения свободы. Если же осужденному не может быть в соответствии с законом назначено наказание в виде лишения свободы, то и принудительные работы, как альтернативный вид наказания, не допускаются. Данное наказание является более мягким, чем лишение свободы, поскольку предполагает возможность не изолировать полностью человека от общества, дать ему возможность трудиться и получать оплату за свой труд. Вместе с тем, закон устанавливает, что с осужденного к принудительным работам в обязательном порядке удерживается часть заработной платы в доход государства, в размере от 5 до 20 %. Местом отбытия наказания в виде принудительных работ являются специализированные центры, которые определяется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Согласно п.22.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ №58 от 22.12.2015 «О практике назначения судами российской Федерации уголовного наказания» при постановлении обвинительного приговора судам необходимо установить наличие возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, а соответственно наличие или отсутствие оснований для замены наказания на принудительные работы. С учетом того, что принудительные работы связаны с обязательным привлечением к труду, то отдельным категориям граждан наказание в виде принудительных работ не назначается. В силу ч.7 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, инвалидам 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, пенсионерам и военнослужащим.
07:03 26.04.25
Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения граждан
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места с массовым пребыванием людей, препятствующее совершению террористического акта. Указанным федеральным законом полномочия по установлению обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и контроля за их выполнением возложены на Правительство Российской Федерации. Требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорт безопасности, а также вопросы осуществления контроля за их выполнением утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 №447. Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для их правообладателей. За нарушение установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) или воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусмотрена административная ответственности по ч.1 ст.20.35 КоАП РФ. За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей. Если лицо привлеклось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 20.35 КоАП РФ, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней и вновь нарушило требования к антитеррористической защищенности объектов, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наступает уголовная ответственность по статье 217.3 УК РФ.
07:02 25.04.25
Ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных
Федеральным законом от 30.11.2024 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с30.05.2025 в ст.13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие существенное ужесточение наказания за нарушения в области персональных данных, а также вводятся дополнительные спецсоставы, предусматривающие самостоятельные меры наказания. Так, увеличивается размер штрафов по общему составу правонарушения. Например, для юридических лиц предусмотрен штраф от 150 до 300 тысяч рублей (вместо 60 - 100 тысяч рублей соответственно). Увеличивается размер штрафа за повторное нарушение в данной сфере: на граждан в размере от 15 до 30 тысяч рублей (вместо 4 – 12 тысяч рублей); на должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей (вместо 20 – 50 тысяч рублей); на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей (вместо 100 – 300 тысяч рублей). Вводимыми с 30.05.2025 спецсоставами предусмотрены меры ответственности за совершение следующих нарушений: нарушение обязанности уведомить о намерении обрабатывать персональные данные; нарушение обязанности уведомить об утечке персональных данных; действия (бездействие), повлекшие их утечку; действия (бездействие), повлекшие утечку специальной категории персональных данных; действия (бездействие), повлекшие утечку биометрических персональных данных. Невыполнение (нарушение) названных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 800 тысяч рублей, на должностных лиц от 200 тысяч рублей до 1 500 000 рублей, на юридических лиц от 1 000 000 до 20 000 000 рублей. Индивидуальные предприниматели уплачивают штраф в том же размере, что и юридические лица. При этом возможность уплатить штраф с 50 % скидкой за совершение указанных правонарушений упразднена.
07:02 24.04.25
С 1 марта 2025 года изменился порядок использования отгулов за работу в выходной день. Поправки внесли в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ работникам оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Согласно новым поправкам работник может использовать отгул за работу в выходной или праздничный день в любое время, но только в течение года со дня такой работы. Отгул можно присоединить к отпуску, предоставляемому в указанный период. Данное правило распространяется на все отгулы, которые за работу в выходной день работники выберут после 1 марта текущего года. Работодатель обязан отслеживать чтобы работник использовал отгулы в течение года. Если работник не использовал день отдыха в течение года, то он может получить соответствующую денежную компенсацию только при увольнении. В день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. За отказ работодателя работнику в отгуле за работу в выходной день предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, штраф для организации составит до 50 тыс. руб., для руководителя до 5 тыс. руб. В случае если при увольнении не компенсировать работнику неиспользуемые отгулы, организацию оштрафуют до 50 тыс. руб., руководителя до 20 тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Кроме этого, работнику необходимо оплатить проценты за задержку выплаты в порядке, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ.