°С
$ - 81.19 руб.
€ - 93.51 руб.

Разница между взяткой и подарком

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. То есть, передавая подарок, даритель ничего не просит взамен. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе в пользу дающего или представляемых им лиц.

 Если должностное лицо, не рассчитывая на подарок, совершает какое-то действие (бездействие) по службе, а затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение, то состава преступления - получения взятки не будет.

В соответствии со ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан, а также лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Но если размер вознаграждения, переданного одному из лиц, перечисленных в ст. 575 ГК РФ, будет превышать 3000 руб., такое лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Подарки, стоимость которых превышает 3000 руб., полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. При этом служащий имеет право выкупить подарок.

Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко

Смотрите также
07:08 31.08.25
Внесудебное банкротство для граждан, принимавших участие в специальной военной операции
Федеральным законом от 23.05.2025 № 111-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которыми установлены особенности применения процедуры банкротства для граждан, принимавших участие в специальной военной операции. Соответствующие изменения внесены в статьи 213.25 и 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие условия, при соответствии которым применяется внесудебная процедура банкротства граждан. Для применения процедуры внесудебного банкротства необходимо будет подтвердить статус участника специальной военной операции. Справка, подтверждающая факт участия гражданина в специальной военной операции, выдается в порядке, установленном в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, по форме, установленной Правительством Российской Федерации. Федеральный закон вступил в силу с 23.05.2025.  
07:07 30.08.25
Единая форма отчетности управляющих компаний перед жильцами МКД
Федеральным законом от 07.06.2025 № 125-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Вышеуказанным Федеральным законом закрепляется требование к управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год. Также указанный отчет необходимо будет размещать в ГИС ЖКХ. Требование о размещении отчетов в ГИС ЖКХ нужно исполнять начиная с первого квартала 2026 года. Перечень сведений, обязательных для отражения в годовом отчете о деятельности указанных организаций (в том числе об их финансово-хозяйственной деятельности) за предыдущий год, а также форму данного отчета установит Минстрой России. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
07:06 29.08.25
Уточнены правила взаимодействия коллекторов с физическими лицами при взыскании задолженности
Федеральным законом от 07.06.2025 № 137-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом установлена обязанность указывать в тексте электронного сообщения фамилию, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора (представителя кредитора), а также номер контактного телефона. Уточнены положения о порядке уведомления кредитора об отказе должника от исполнения заключенного соглашения и прекращения взаимодействия. Срок хранения текстовых, голосовых и иных сообщений, а также аудиозаписей всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками сокращен до полутора лет. Федеральный закон дополнен статьями 19.2 и 19.3, закрепляющими особенности рассмотрения заявления о нарушении правил совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи. Введена обязанность оператора связи по запросу уполномоченного органа представлять информацию о подтверждении или об опровержении факта, даты и времени поступления вызова и (или) сообщения. Федеральный закон вступит в силу с 01.09.2025, за исключением отдельных положений.
07:06 28.08.25
С марта 2027 года изменится порядок проведения внеочередного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств
Федеральным законом от 07.07.2025 № 200-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.10.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В статье 23 вышеуказанного Федерального закона скорректированы основания для направления водителя на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. Уточнено, что обязательное медицинское освидетельствование, внеочередное обязательное медицинское освидетельствование проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). По результатам обязательного медицинского освидетельствования или внеочередного обязательного медицинского освидетельствования медицинской организацией (за исключением медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба) формируется медицинское заключение в форме электронного документа. Медицинское заключение размещается в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинских освидетельствований, который ведется в единой государственной информационной системе здравоохранения. Водитель транспортного средства, получивший уведомление о необходимости прохождения обязательного медицинского освидетельствования, должен будет его пройти в течение трех месяцев. Неисполнение водителем транспортного средства требования о прохождении внеочередного обязательного медицинского освидетельствования послужит основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами. Право на управление транспортными средствами, действие которого прекращено, может быть восстановлено при наличии медицинского заключения, подтверждающего отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, с учетом медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Федеральный закон вступит в силу с 01.03.2027.
07:05 27.08.25
Уточнено понятие лесной дороги, порядок ее создания, содержания и эксплуатации
Федеральным законом от 07.07.2025 № 205-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен главой 1.2. «ЛЕСНЫЕ ДОРОГИ». Установлено, что лесные дороги – это объекты лесной инфраструктуры, представляющие собой создаваемые для обеспечения транспортной доступности лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых расположены леса, дороги необщего пользования, предназначенные для движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесоустройству и (или) использования лесов. Лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах, на особо защитных участках лесов, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации. Лесные дороги по назначению могут подразделяться на лесохозяйственные дороги и лесотранспортные дороги. Лесохозяйственные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов и лесоустройству. Лесотранспортные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств (включая самоходные машины, другие виды техники, предназначенные для рубки лесных насаждений и для транспортировки древесины из леса) к предоставленным в целях заготовки древесины лесным участкам и проезда по таким участкам, в том числе в целях доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки при осуществлении деятельности по заготовке древесины. При создании лесных дорог допускается проведение рубок лесных насаждений любого возраста, в том числе в защитных лесах. Правила планирования сети лесных дорог, правила создания и содержания лесных дорог, основные элементы и параметры лесных дорог, перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и требования к проведению таких мероприятий устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральный закон вступит в силу с 01.09.2026.
07:04 26.08.25
Пособие по безработице самозанятым не положено
Гражданин, не имея работы и дохода, встал на учет в центр занятости, получил статус безработного и пособие. Но впоследствии выяснилось, что он зарегистрирован в качестве самозанятого. Центр занятости прекратил выплату пособия по безработице, поскольку в законе сказано, что такие граждане (даже не получающие дохода) не могут быть признаны безработными. Гражданин обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой признать указанное положение закона противоречащим Конституции РФ. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд РФ пояснил: Самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая гражданином, влечет для него определенные юридические последствия. Гражданин, осознанно став самозанятым, принимает на себя бремя заботы о собственном благополучии, а также несет риск неэффективности своей экономической деятельности. Законодатель вправе не предоставлять таким гражданам гарантии социальной защиты от безработицы.
07:04 25.08.25
Установлены случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации
Постановление Правительства РФ от 12.04.2025 № 486 «Об установлении случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации». Подготовка рабочей документации не требуется, если: в соответствии с законодательством РФ для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство; в соответствии с законодательством РФ не требуется проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.