°С
$ - 100.68 руб.
€ - 106.08 руб.

Алеся Пластинкина о моде, мечтах, движении вперёд и многом другом

Алеся Пластинкина — имя, в Балаково знакомое многим. В июне 2017 года Алеся открыла свою студию красоты, в июле — стала победительницей Чемпионата мира по боди-арту в Австрии. Мы решили пообщаться с Алесей и узнать, в чём секрет её успеха, как она справляется с недоброжелателями, и какие тенденции в мире моды сейчас существуют.

Кем вы мечтали стать в детстве?

У меня было очень много мечт. Где-то с восьмого класса мечтала стать дизайнером одежды или интерьера. И я поступила на специальность «дизайн одежды» в Москву, но мне пришлось уйти на заочку, а заочного обучения дизайну нет. Поэтому я стала экономистом.

Как в итоге пришли в визаж?

Тяга к творчеству всегда была, и единственная возможность её реализовать в Саратовской области, на мой взгляд, — стать парикмахером, визажистом. Сначала я попробовала учиться в балаковском техникуме, но там осилила всего три месяца. Подача информации очень слабая. Только теория, а практики нет совсем. Потом я поехала в Саратов, там выучилась на визажиста. Сейчас я понимаю, что это тоже была очень слабая школа, но у меня диплом прямо государственного образца, корочка. 

В Саратове я проработала парикмахером-визажистом около пяти лет. В двух салонах. Первый — из серии «девушка вошла в красивый бизнес за деньги мужа». А в другом владелец — бог маркетинга, бог бизнеса, у этой женщины до сих пор салон успешно существует. И многое для себя я почерпнула именно там. 

Как пришли в бизнес?

Как бизнесмена я себя вообще не рассматривала, всё произошло довольно спонтанно. Но у меня был опыт: как я сама работала, как со мной себя вело начальство, я знала, что отталкивает. Поэтому систему общения с мастерами в моей команде я выстроила самостоятельно. И она даёт плоды. У нас нет разногласий или недопонимания. Со мной рядом люди, которые смотрят на вещи так же, как и я. Делаем одно дело, и нам это легко даётся.

Как построить такую сплоченную команду?

Я отношусь к своему коллективу, как к семье. Если ругать, то за дело. Мы рассматриваем ошибки: почему так случилось, почему клиент недоволен. Критика же разная бывает, от клиентов в том числе. Бывает адекватная и конструктивная, а бывает не очень. Но клиент всегда прав, поэтому в любом случае его надо попытаться понять. Мы знаем, как с ними общаться, я учу своих мастеров на собственном опыте, провожу собрания, повышаю навыки, указываю на ошибки. Девочки растут вместе со мной, и я это вижу.

Сколько человек в вашем коллективе? Кого принимаете на работу?

Сейчас у нас девять человек. Все — мои ученицы. Я беру только самых лучших. Поток учеников у меня большой. И среди них я могу выявить и профессионализм, и этику общения, и грамотность, и улыбчивость — всё, что очень важно в этой индустрии. 

У меня одна девочка даже расплакалась, когда я ей предложила работу, настолько счастлива была. Мои мастера с легкостью идут на работу, и, главное, хотят сюда идти. 

Сколько шли от идеи до реализации? 

До открытия студии я работала сама на себя. Меня всё устраивало. А потом мой мужчина начал бурчать в духе: «Ты ездишь на всякие чемпионаты, а для чего, если ты работаешь в "конуре"?» Раз сказал, два… Раззадорил меня, разозлил, и всё. Я начала искать себе другую комнату для работы, а в итоге нашла большое помещение. Для меня одной — слишком просторно. Задумалась: кого из своих учеников я могу привлечь? 

Буквально за несколько месяцев всё произошло. Получилось спонтанно и очень быстро. У меня нет такого, чтобы годами обдумывать, строить планы. Нет, у меня всё сразу: «Оп! Надо сделать». Зимой нашла помещение, а в середине июня уже было торжественное открытие. 

С какими трудностями приходится сталкиваться? В вас не верят, есть недоброжелатели? 

Когда в меня не верят, меня это мало интересует, потому что если я чего-то хочу — я буду пробовать. Даже если мне скажут, что не надо этого делать. Родители были против, чтобы я поступала на дизайнера. Сказали, что дадут денег на Москву, только если я подам документы на экономиста. Я с ними согласилась, а сама в итоге поступила на дизайнера. 

Сложнее всего с недоброжелателями. Город маленький и здесь есть те, кто играет нечестно: и угрозы, и всё прочее. Я с этим столкнулась, когда захотела расширяться. Причем от тех людей, которые раньше восхищались и хвалили. А сейчас увидели во мне врага. С этим тяжело бороться, особенно когда у кого-то есть покровители во власти. Но я не боюсь и не буду молчать. Для меня удивительно, что, зная мой характер, человек пытается мне досадить. 

В любом случае, меня это только раззадорило, мне захотелось сделать еще круче. Но не по-злому круче, не таким же способом, а своим мастерством, профессионализмом. 

Я буду ещё больше работать. Теперь мне ещё больше хочется продвигать и вкладывать, чтобы клиенты сами хотели к нам идти. 

Почему вы постоянно двигаетесь вперёд? 

Мне кажется в такой активности четко чувствуешь, что живешь. Если долго сидеть в одном болоте, не расти над собой — потом всегда будет ступень вниз. Я за этим наблюдала. Видела, как складывается жизнь у визажистов, которые не развиваются. Когда-то они были звёздами, а потом деградировали. Смотришь на работы и думаешь: «Господи, как же их работы устарели», хотя в прошлом они тоже выигрывали чемпионаты. Мне не хочется стареть в профессиональном плане. Этой мой способ остаться вечно молодой. 

Какой стиль сейчас на пике популярности? 

Прежде всего стоит сказать, что Балаково на 17 лет отстает от мира и на 7 лет от Москвы в сфере моды. То, что я четыре года назад привозила из зарубежных командировок – сейчас в тренде. А тогда на меня смотрели, как на ненормальную. 

В мире сейчас идёт тенденция на мужской образ. Чтобы сделать мужские скулы девушки накачивают нижнюю линию скул, удаляют комки Биша, чтобы были впадины, которые присущи мужскому типу лица. Женщина, которая убирает комки Биша, становится больше похожа на мужчину, хотя она об этом, понятно, не думает, просто это все делают, это модно. Она начинает стареть быстрее, потому что кожу лица изнутри больше ничего не питает. Многие удаляют задние зубы, чтобы искусственные впадины появились на щеках. Поэтому же в моде мужские брови, короткие стрижки. Весь тип женщины стирается, и сексуальными считаются мужские черты в женском облике. Если разбирать тенденции в моде отдельно — это всё мужское. Но сейчас это воспринимается сексуальным и модным. 

А как вы сами относитесь к этой тенденции?

У меня нет привычки что-то осуждать. Я наблюдаю, делаю выводы. Но мне самой больше нравятся 1950-е годы, и как тогда выглядела женщина. Я бы соединила характер нашего времени и внешность тех годов. Тогда образ женщины был идеальным: они контролировали свои движения, контролировали свою осанку, ну и минус — контролировали свои мысли. Сейчас у женщин всё-таки больше свободы, это мне нравится. В то время было бы сложно сделать то, что сейчас делаем мы.

Как найти свой стиль?

 В моде важно понимать, что подходит тебе, а что нет. Если кому-то идут короткие стрижки, мужской тип поведения, — почему бы и нет. А если девушка и выглядит как Барби, и чувствует себя как Барби, но пытается слепить из себя мужчину... Это будет уже выглядеть искусственно и неестественно. У нас люди стремятся делать, как все. Если мода такая, значит, и мне надо. У всех брови широкие — и мне такие надо сделать. Не думают о том, что им конкретно нужно. Внешний облик и внутренний мир должны гармонировать, а когда диссонанс — человеку некомфортно. 

С другой стороны, можно визуально добавить какую-то недостающую черту характера. Допустим, ты чересчур мягкая и тебе это по жизни мешает, потому что мир достаточно тяжелый, жёсткий, иногда бьёт. Тогда можно добавить какие-то резкие черты с помощью макияжа, и другие люди будут воспринимать тебя иначе. А если ты чересчур жёсткая, то можно как раз смягчить эти углы, сделать свой образ мягче. 

Если хватает уверенности в себе, то лучше всего - полная гармония внешнего мира и внутреннего. А если не хватает каких-то черт, их можно искусственно создать, чтобы люди тебя визуально так воспринимали. А потом самим в это поверить. Это тоже важно.


Если на нас будут смотреть потомки, что они будут замечать в первую очередь? Мы вот в 80-х видим в первую очередь афрохимию и брови-ниточки

В том-то и дело, что у нас сейчас ничего нового не происходит: наоборот, полный повтор истории. Раньше дизайнеры создавали моду, а сейчас дизайнеры её подглядывают. Повторение истории происходит раз в 40 лет. И сейчас как раз 80-е. Но дело не в химии. Тогда был в моде насыщенный цвет: яркие рубашки, диско-макияж, румяна чуть ли не на пол-лица. Всё это возвращается, просто в другой концепции: цветные татуировки, яркий макияж, но суть та же. 

А если взять 70-е — тогда было время гимнастики, здорового образа жизни. У нас тоже несколько лет назад был пик популярности ЗОЖ. В Балаково, да и в России, он до сих пор остался, а вот в Америке уже проходит. Так что история повторяется, а мы пока ничего нового не создали. 

Считается, что мы либо вообще что-то перевернем в мире моды и трендов, о чем как раз и будут говорить потомки, либо так и будет история идти по кругу. 

Где черпаете вдохновение?

Я обожаю искусство, художников. Когда я нахожусь в каком-то другом городе, другой стране, я обязательно посещаю музеи, узнаю о местных знаменитых людях, изучаю их биографию. Больше всего работы художников вдохновляют. Учиться только на работах других визажистов - это всё равно, что становиться чьей-то копией. А мне хочется найти себя, хотя я до сих пор ещё в поисках. Мне было безумно приятно, когда на одном из конкурсов девушка под моей работой написала комментарий: «Даже по неподписанной работе я могу угадать, чья она». Хотя я сама думаю, что у меня нет пока такой фишки, по которой мои работы можно безошибочно узнать. И моё самое большое стремление — найти эту фишку. Но это, наверное, придёт как-то само. 

Самые любимые художники: Дали, Пикассо, Ван Гог. Ван Гог — самый-самый любимый. О нём я вообще стараюсь узнать всё до мелочей, очень долго могу говорить о его биографии. Потому что когда изучаешь его жизнь, как его обижали, понимаешь, что это из зависти. Я не люблю это слово, но ведь злость к другим у людей возникает чаще всего по формуле: «Я ленивая попа, я не могу сделать так, как ты сделал, поэтому буду тебя ненавидеть». Его закидывали камнями, потому что соцсетей не было. А сейчас соцсети вообще развязывают руки. Думаю, пройдет 200 лет, и всё останется по-прежнему, может, только в какой-то новой форме. 

Вы сталкивались с агрессией в соцсетях? Как реагировали? 

Раньше я обращала на это внимание, а потом уже научилась не испытывать никаких эмоций, если сталкиваюсь с необоснованным негативом. Не хочу тратить свою энергию впустую. 

Помню, снимала видеоуроки, а мне писали: «Ты сама страшная и окружение хочешь сделать страшным». Это диванные критики, которых нужно пожалеть и не обращать на них внимания. Потому что когда реагируешь, то только больше раззадориваешь их. 

Еще у меня была одна подписчица в инстаграме… Каждый раз, когда я выставляла фотографию, она писала: «Красивый мейк, стала на алкашку похожа». И всё в таком духе. Заходила на страницы моих моделей, моих учеников, писала гадости. Каждый день. Однажды она один день пропустила, я даже заволновалась. Когда она снова появилась, я ей написала: «У тебя всё хорошо? А то я тебя ждала-ждала, а ты пропала». Но в какой-то момент она уже перегнула палку, стала слишком жестоко оскорблять моделей, пришлось её заблокировать. Но насколько же я её раздражала, что она ради меня создала левый аккаунт, следила за мной и моей работой, тратила своё время? 

На улице ни с чем таким не сталкивались? 

Слава богу, нет. Бывает, в клубах шепчутся так, чтобы ты специально слышала. Я стараюсь делать вид, что ничего не замечаю. Все храбрые только в интернете, в глаза нет смелости что-то сказать. 

Бывает, появляются какие-то слухи, какая-то легенда. Я люблю их поддерживать, потому что когда так делаешь, интерес к слуху попадает. Был такой случай: я только-только начинала в Балаково, получила премию «Визажист года», на меня обратили внимание и поползли первые слухи. Придумали такую легенду, что я и моя знакомая фотограф — лесбиянки, у нас любовь и всё такое. Хотя и я и она были на тот момент замужем. Я узнала это от знакомого оператора: «Вы что, не в курсе? Об этом все говорят». И что мы сделали? На очередной день рождения «Солянки» я оделась, как мужчина, а Юлю мы одели как девочку-девочку, сделали прическу, накрасили красиво. И со стёбом поддержали эту легенду. Весь интерес по этому поводу иссяк, типа: «А, ну да, всё правда, уже неинтересно». Поэтому, когда я что-то такое слышу о себе, стараюсь посмеяться над ситуацией, где-то, если можно, стебану, если нет — не обращу внимания.

Секрет успеха Алеси Пластинкиной в трёх словах: 

Не опускать руки. Наверное, так. Я заметила: если мне что-то даётся с трудом — это знак, что не нужно бросать. Когда что-то даётся легко — не чувствуешь вкуса победы. Поэтому, когда у меня трудности, я думаю: «Чёрт побери, значит, здесь будет какой-то грандиозных успех!». Даже сейчас возникли определенные трудности, а я думаю, что это знак: мне нужно на этом акцентировать своё внимание. Когда мы ищем в негативе позитив, так и случается.

Самое главное — никого не обижать. Я, например, не воспринимаю конкуренцию как что-то негативное. Если мой постоянный клиент ушёл к другому мастеру, это как минимум заставляет меня задуматься: что я сделала не так? Может, мне нужно подтянуть навыки, больше развиваться, изменить подачу услуги? Если кто-то открыл студию в два этажа, я буду пахать и открою в три. Это стимул. Мало кто может сам себя мотивировать, внешний стимул самый действенный. Как у нас девочек: если есть рядом красивая подружка, и у неё крутая фигура, то мне надо в фитнес-клуб записаться, чтобы быть не хуже. 

Совет для тех, кто начинает свой бизнес 

Ставьте большие цели. Но не старайтесь заработать денег. Знаю, звучит странно. Как это, бизнес и цель — не деньги? Но когда для тебя главное — срубить побольше бабла, ты не видишь многие возможности: знакомства, связи, сотрудничество. Жадность губит бизнес, особенно поначалу. Есть такое мнение, что в первые три года из бизнеса деньги лучше не забирать, то есть больше вкладывать в своё дело. Если в первую очередь думаешь о клиенте, о том, как принести ему пользу, сделать что-то приятное, — это работает. Потому что люди чувствуют, как ты к ним относишься, реально ли ты их уважаешь или хочешь просто выкачать больше денег. Последнее губит многих. Я говорю своим ученицам: если вы пришли в профессию визажиста, потому что хотите заработать много денег — лучше идите в юристы.