- .
-
Скрыть
“Идиот. Сцена” и “Гуси-Лебеди”: новый взгляд на VII открытие театрального сезона
Открытие театрального сезона 5 сентября в Балаковском ТЮЗ: билеты раскупаются с невероятной скоростью, актеры репетируют дни напролет, впереди тяжелый сентябрь для театра.
Корреспондент редакции go64.ru лично посетил ТЮЗ и взял интервью у Максима Потапова - художественного руководителя театра, и Александра Мальцева - режиссера спектакля “Идиот. Сцены” из Самары, чтобы показать читателям кухню Драматического театра изнутри.
О том, как идет подготовка к старту театрального сезона, рассказал художественный руководитель ТЮЗ Балаково Максим Потапов. Он отмечает, что произведение “Идиот” и “Гуси-Лебеди” в качестве фундамента для постановок были выбраны не случайно.
- Максим Анатольевич, театральный сезон начинается 5 сентября со спектакля в 11.00 «Гуси-лебеди». Скажите, каким образом актеры задействованы в спектакле?
- В наших спектаклях, как в “Гуси-Лебеди”, так и в “Идиот. Сцены.” происходит синтез актеров профессионалов и актеров, которые приехали в этом году, и пока не имеют большого опыта. Специально была выбрана такая позиция: в работе участвуют как молодые актеры, так и практикующие. Я всегда говорю молодым актерам: “Москва и Питер - это, безусловно, хорошо, ведь именно там огромное количество талантливых выпускников, но именно в провинции сами театры намного интереснее. В балаковском ТЮЗ, например, можно получить больше актёрского опыта, ведь предоставляется возможность пробовать себя с разными режиссерами, в самых разнообразных спектаклях.” Как правило, москвичи редко ходят в театр, а если и идут - то на определенного актера. В провинции актер может свободно найти себя, реализовать себя с профессиональной точки зрения.
Наш театр, например, славится большим количеством талантливых и известных актёров. Зрителю остаётся лишь приходить и смотреть. Я считаю, что не правильно - ходить на конкретную поставку из-за именитых актёров. Наиболее важно, на мой взгляд - это то, что играет актер и как он играет роль.
- Расскажите, какие эмоции получит зритель от представления “Идиот. Сцены.”? Всё-таки классика!
- Хотелось бы, чтобы зритель досидел до самого конца, ведь именно этот зритель получит очень сильные эмоции. После этого спектакля зритель задумается, и аплодисменты будут больше не поздравительные, а скорее с демонстрацией душевного отклика, который появился в душе от просмотра. Даже, лучше так: самый лучший зритель - это молчаливый зритель, который унесет с собой частичку нашего откровения. Вот смотрите: есть эмоции, а есть чувства. Эмоции, как правило, короткие, а чувства гораздо глубже. Поэтому мы направляем нашу работу на чувства, а не не эмоции, для того, чтобы этот спектакль остался где-то в глубине души, и не отпускал, оставляя долгое послевкусие. Единственное - мы в действительности не знаем, как отнесётся к нашей работе зритель. В других спектаклях мы точно знали, что ждать. Поэтому нам бы хотелось, чтобы треть из пятисот человек поняли, ощутили наш посыл, ведь это будет означать, значит мы достучались до зрительских сердец... Слышите, как репетируют завершающий хор “Идиот. Сцены.”? Так вот, это - молитва, некий катарсис для нашего зрителя.
- Очень прекрасно. Есть такой вопрос: почему именно «Гуси-лебеди» и «Идиот. Сцены.» открывают театральный сезон?
- Потому что это два спектакля в рамках федерального проекта. У нас уже так положено - открытие обязательно происходит с наличием новых спектаклей. Как правило, лето - это время подготовки двух новых спектаклей. Было тяжелое время пандемии, ковида, которое затронуло и нас. Но несмотря на это, нам пришлось играть - мы продали множество билетов, и потом либо отдавали долги, либо играли вместо старых спектаклей. Для всех нас это было крайне тяжелое время. Конечно, иногда нам всем так не хватает времени радовать зрителя, ведь у нас очень много обменных гастролей с Энгельсом, Вольском. Все вокруг меняется, и театральный мир подкидывает всегда что-то новое и интересное. Честно, мы по этому очень соскучились, и потому ждали открытие VII сезона.
О концепции постановок, зрительском взгляде и изменениях в Балаковском ТЮЗ рассказал известный самарский режиссер-постановщик Александр Мальцев.
- Александр Александрович, у вас здесь очень аутентично. Расскажите, как происходит подготовка к театральному сезону?
- Для нас, как и для зрителей, это большое событие, ведь пока, в рамках балаковского театра, не было такой крупной работы. Было интересно поработать с Достоевским - писателем-психологом, который понимает человеческий характер, поднимает вопросы борьбы добра со злом. Спектакль “Идиот. Сцены.” - это шаг для зрителя и для артистов, а также небольшая победа для всех нас. У нас за это лето было множество репетиций, и одна была даже в Усадьбе Мальцева. Мы вместе с творческой группой целый день находились в условиях этого интерьера, духа Достоевского времени, атмосфере. Это было интересно и полезно для артистов - своего рода иммерсивный театр, когда артист выступает вне классической сцены, в иных условиях. Это расширяет границы актёрского мастерства.
“Идиот” - это не развлекательный спектакль, а спектакль для думающего зрителя. Также, “Гуси-Лебеди” - постановка Виктора Михайлова для юных зрителей, очень задорная и интересная. Если обобщить, то 5 сентября - день открытия VII театрального сезона - это очень загруженный день для нас. В первую половину дня, в 11 утра - веселье, танцы, смех, задор. Все это - “Гуси-Лебеди”. Затем актерам необходимо кардинально поменять свою игру, потому что “Идиот. Сцены.” - это спектакль-исповедь, проповедь, очищение. Этот спектакль ставится не с целью развлечь, он для людей думающих, для серьёзного зрителя. Вот такая концепция - трагичная, тяжёлая. На данном этапе идут последние пошивы костюмов, покупка недостающих реквизитов. Всё происходит стремительно, ведь осталась неделя до открытия! Наши артисты с самого утра уже загружены. Получается, у нас такой завод под названием “Балаклавский ТЮЗ”. Далее у нас, 7 сентября, театр едет в Сызрань, где также будет показан “Идиот”, а 12 сентября мы присутствуем на фестивале в Балашове с “Безымянной звездой”. В целом, театр в сентябре богат на премьеры и фестивали.
- Очень интересным видится спектакль “Идиот. Сцены”. В Балаково действительно не делали ничего в таком масштабе. Скажите, а почему именно этот спектакль открывает театральный сезон в этом году?
- Идея данной постановки начала зреть около 5 лет назад. А сейчас это актуально, так как есть привязка к дате - 200 лет со дня рождения Достоевского. И, главное, несмотря на то, что само по себе произведение “Идиот” тяжелое, и мы выбрали лишь часть ключевых сюжетных линий, и внедрили их в сценарий спектакля, сам по себе он получается довольно масштабный - длится более 3 часов без антракта! Согласитесь, на подобное мероприятие нужен свой зритель. Но это - хороший трамплин, когда артисты доросли до серьезных классических произведений. Поколение артистов подросло, и берут уже интересные роли. На таких людей можно положиться. Есть у нас и молодые артисты.
- Что нового появилось в театре?
- Естественно, появились новые лица, как уже упоминалось ранее - это свежий актерский состав из семи человек. Ребята молодые, все из разных городов: Тверь, Казань, Красноярск, Самара...Сибирские ребята... Также здесь уже второй сезон работают ребята из Петербурга, а это говорит о том, что наш театр достаточно давно находится на серьезном уровне. Дело в том, что московские театры переполнены, и выпускникам практически негде работать, хотя они, безусловно, талантливы. А для артиста не выходить на сцену - это тоже самое, что для художника - перестать рисовать. У нас постоянно кипит работа: проходят занятия по вокалу, по пластике, танцам. Также есть детская студия, где обучается младшая группа. А вот в сентябре будет набор старшей группы. Также среди изменений - когда-то бывший склад, стоящий пустой, стал малой сценой, и зритель туда ходит для того, чтобы поглядеть на артистов вблизи. Естественно, есть крупный зал, и к этому мы добавили камерные спектакли. Докупается материально техническая база, и хочется отметить, что даже самарские крупные театры не оснащены так, как наш балаковский. Появилось много возможностей: звуковое оформление, световое оформление, гарнитура, мониторы, подвесы. Поэтому, у нас на высоком уровне как и актеры, так и техническое оснащение. Особенно мы благодарны замечательным людям в цехах, которые создают чудеса в короткие сроки.
- И последний вопрос. В комментариях в вашей группе вконтакте люди очень часто спрашивают, каким образом можно приобрести билеты на ваши спектакли. Подскажите нашим читателям?
- Билеты можно приобрести в онлайн-кассе на нашем сайте, через группу вконтакте, либо непосредственно в ТЮЗ. На данном этапе уже очень много заявок и брони билетов. Люди ходит в театр, и наш зал никогда не бывает пустым. Но беда малых городов в том, что зрительский ресурс быстро исчерпывается. Поэтому перед нами стоит задача - сделать художественный продукт не на один раз, а такой, чтобы зритель ходил, и ходил, и ходил... Поклонники этого театра систематически ходят к нам. Например, есть всеядный зритель - он не пропускает ни одного спектакля. Также есть зрители-знатоки - они прекрасно ориентируются в театральном мире, и очень щепетильно подходят к своему выбору.
Если подытожить, то Балаковский ТЮЗ воспитал своего зрителя! И, возможно, что новая постановка “Идиот. Сцены.” воспитает новую породу зрителя: умного, здравомыслящего, интеллектуального...