- .
-
Скрыть
«Я сумасшедший»: Александр Уваров о спорте, бизнесе и семье
Александр Уваров — бизнесмен, имя которого знакомо многим. Он развивает свою компанию в сфере корпоративного питания, а также развивается сам. Мы решили пообщаться с Александром после того, как он стал выкладывать на своих страницах в социальных сетях видео о беге: смешные, мотивирующие, правдивые. Но поговорить нам удалось не только о спорте, но и о бизнесе, семье и самосовершенствовании.
Как вы занялись бегом?
Я занялся бегом несколько лет назад благодаря Виктору Шмидту: он тогда организовал беговой клуб «Форма». Тогда я первый раз побежал. Мне понравилось. Думал, что бег — очень унылое занятие. А вот нет. Классно. Причем мне, как коммерсанту, особенно зашло. Это же штука личностная. Надо уметь себя дисциплинировать, преодолевать, это полезно в бизнесе.
С тех пор я бегаю. Ну так, ползаю потихоньку, пытаюсь близких подтягивать к этому делу. Хочу сейчас небольшую движуху организовать, собрать активных людей.
Зачем вам это?
Есть такая штука, называется «теория малых дел». Все же хотят перемен, чтобы всё стало классно, как по волшебству. А надо сначала встать с утра и постель за собой заправить. Зарядку сделать. Мусор выбросить не мимо урны. Мелкие вещи. Мы можем поменять нашу страну, только если мы сами будем меняться. Я жесткий патриот, и я считаю, что у нас в стране и в городе может быть все классно, только вот для этого трудиться нужно - каждый день в мелочах.
Не надо революции, не надо на баррикады вылезать. Ничего хорошего из этого не выйдет. У нас больное общество, все сложно. Но это можно поменять, если начать с себя.
Вот, например, люди пишут: «Давайте двор где-то уберем». А отклика это не имеет, придет максимум человек пять. Но в сетях все зато ругаются: «Грязь, мусор, власть ничего не делает!». У всех ощущение, что нам кто-то что-то должен. А давайте сами начнём. Давайте перестанем бухать. Я лет наверное 12-15 не употребляю алкоголь, не курю и счастлив от этого. Вот эту штуку я и пытаюсь показывать через пробежки: слушайте, ну можно же жить иначе.
Что побудило мыслить подобным образом?
Это нормальное чувство самосохранения. Я раньше пил много, а денег не было. Однажды пришло осознание: либо сопьюсь и буду говорить, как всё в Балаково плохо и денег нет, либо стану делать по-другому. И я выбрал второе.
Какая самая большая сложность, которую пришлось преодолевать в жизни?
Занимаясь оптовой торговлей, в результате неудачной сделки мы потеряли порядка десяти миллионов рублей. Была сезонная продажа, мы взяли фуру «Комарекса» оптом: она должна была прийти сюда, и мы уже заранее всё распродали. А чтобы её купить, заняли денег. Но фура не пришла. Приехали в Москву, там таких же лохов стояло человек 20, наверное. Как раз закрывался Черкизовский рынок. Люди технично собрали деньги и уехали: никакой фуры бы и не было. Вернулись в Балаково мы ни с чем.
Моя жена, Раиля, была беременна вторым ребенком, а тут бандиты, наезды… Пришлось продать две квартиры, машину и переехать в съемную квартиру после рождения ребенка. В ней я следующие два года каждый день готовил: пёк пирожки и ходил по улице их продавал.
У жены из-за стресса пропало молоко, у ребенка оказалась аллергия: нужно было покупать гипоаллергенную смесь. Как сейчас помню, она стоила 498 рублей. Вот я и выходил на улицу с пирожками. Обычная была мотивация: надо заработать на смесь, которую хватало на два дня, и заработать, чтобы купить картошку, капусту, муку, подсолнечное масло и по новой испечь пирожки. Я на кухне готовил день и ночь, как сумасшедший, делал всё, что мог.
В это же время - огромное количество звонков со всех сторон, потому что назанимали денег мы где только можно. В результате продажи имущества раздали хорошо если половину, остальное повисло. Вот в таких условиях родился мой второй ребенок и родилась моя компания. И это самое счастливое время в нашей жизни, потому что мы были вместе. От нас отвернулись все, даже родственники. Мы просто ушли: я, жена и двое детей. Мы начали не то что с нуля, с минуса.
Я только недавно стал привыкать к тому, что у меня есть выходные: несколько лет работал просто постоянно. Мы живём на четвёртом этаже: столько тонн картошки я поднял туда - даже не представляю. Я развозил обеды, заезжал в магазин, покупал сырьё, ехал домой, начинал делать заготовки, вставал в четыре часа утра, готовил еду, фасовал по обедам, и снова ехал развозить. В самый большой пик у меня было 24 адреса. Самый дальний - строящийся завод «Северсталь». Катался я на старой «четвёрке».
Помню, приходил к людям, а у меня носки с дырками. Но я серьезно говорил: «Давайте наша компания будет вас кормить». И всё срасталось. Постепенно один завод, второй завод, компания стала расти, нанял людей.
Это было самое непростое время, я оказался к нему не готов. Но пройдя через такие вещи, я понимаю, что мне теперь море по колено. Я буду работать, что бы ни происходило. Даже если атомная война будет, я чуть-чуть задержусь, но всё равно приеду и накормлю людей. Это был хороший опыт, он нас не сломал, но показал, что сложных ситуаций на самом деле нет. Всё преодолимо.
Так что моя миссия - показывать людям, что можно меняться. В том числе через бег. Надо не ныть и скулить, а вставать и идти.
Получается вдохновение на дела вы черпаете в семье?
Да. Мне безумно повезло с женой. Я сделаю абсолютно всё, что мне скажет моя супруга, потому что она меня любит и интуитивно многие вещи чувствует. Я считаю, что женщины меняют мир через мужчин.
Она мне родила троих детей, планируем ещё. Я думаю, если у нас здоровая семья, мы не пьем, не курим, работаем, то рожать детей и воспитывать из них нормальных адекватных граждан — один из вариантов, как можно менять мир. Я думаю, мой сын вырастет офигенным мужиком. По крайней мере, я над этим работаю.
Я всегда хочу домой, всегда тороплюсь к семье. Мне дома классно. Только вот сложно разделять работу и семью.
А почему важно это разделять?
На примере телефона расскажу. Вот сижу я дома, что-то кому-то пишу по работе. В это время жена подходит, фотографирует меня сзади, стучит по плечу, показывает фотку и говорит: «Твой сын вырастет и вот так будет тебя помнить». Жестко. Но справедливо. Она вообще жесткий человек.
А вы?
Дома могу раскомандоваться, но жена меня сразу осаживает: «Ты со своими подчиненными такой будь, а с детьми так не надо». А на работе я мягкий слишком. Мне не хватает озверина (смеется). Как руководителю, мне не хватает жесткости, требовательности в управлении.
Какие, на ваш взгляд, должны быть качества у руководителя?
Во всем должен быть талант. Я считаю, что умение руководить у тебя либо заложено, либо нет. Не всем дано.
Но можно научиться?
Ну я же учусь. Но трачу много времени и денег на это обучение. А другого пути становления нет.
Думаю, что для руководителя очень важно любить своё дело и тот коллектив, который у него есть. Я люблю своих сотрудников, своё дело, реально за него болею. Мне важно, как лежит котлета, важно, как подано блюдо. Любовь к делу позволяет иметь мотивацию и силу подниматься. То, что ты любишь, делаешь с легкостью. Вот ты любишь своего ребенка, а он сегодня обкакался, завтра ругается, а послезавтра домой пришёл в два часа ночи. Ты же его не будешь меньше любить — он твой.
При этом никто не обязан ваше дело любить так же, как вы. Зато должна быть чёткая система мотивации сотрудников, чёткое понимание у собственника — что мы делаем? Например, приходит талантливый человек, а в конторе бардак. Он просто не сможет там раскрыться и загнётся.
Как вы считаете, какая система мотивации работает лучше?
Честно? Кнут, кнут, кнут, пряник. У нас к сожалению так. Я говорю через свой опыт. В бизнесе нужно быть агрессивным. И к себе безжалостным и к другим требовательным. Это охота. И за добычу нужно биться. Если у тебя резиновые стрелы, ты никого не сможешь победить.
Какой должна быть ваша команда?
У меня есть список, какой должна быть моя команда — молодая, мотивированная, универсальная. И вот универсальность для меня превыше всего. Человек в моей компании должен уметь делать всё, чтобы водитель был ещё и шашлычником, и пекарем, и закупщиком. Я могу взять на работу какого-то феерического повара, который будет только еду готовить, а все остальные будут работать в таком режиме — режиме «карусели».
Почему именно такая система?
Вот смотрите, вы поставили человека на это рабочее место. Он хорошо работает? А с чем сравнивать? Но если вы людей меняете местами, вы видите, что у Наташи на этом месте одни показатели, а у Насти другие. Что мы делаем? Выбираем того человека, у которого на этом месте показатели лучше и пишем с него скрипты. Настя, оказывается, вот так приветствует, вот так делает дополнительную продажу и т.д. Всё, не надо ничего придумывать, все делаем, как Настя. Это позволяет сделать команду более устойчивой.
Вы периодически ездите на различные тренинги, семинары. Зачем вам это?
Я открыт. Когда люди говорят, мол, есть такая-то штука, я еду. Я считаю, что всё происходящее в моей жизни не случайно. Поэтому, когда возникает какая-то возможность, я говорю: «Отлично, попробуем».
Тренинги помогают посмотреть на многие вещи с другой стороны. Конечно, я не следую всему, что говорят. К тому же считаю, что кое-что знаю даже лучше. Но из каждого тренинга выношу что-то полезное.
Вот с одного вернулся и сказал своей жене, что с этого момента она никогда не будет работать. Это был тренинг про мужчин и женщин. И мне понравилась мысль, что работа и бизнес — это охота. Мы, мужчины, за мамонтом ходим. А женщин с собой брать за мамонтом нельзя. Тем более на ту же войну, на которую ходишь ты. А мы с женой в одной сфере работали. Я четко понял, что могу потерять ее, как женщину, если она продолжит вкалывать.
Тренинги нужны, но надо понимать, что они за вас ничего не сделают. Тренинг может дать мотивацию, чтобы начать что-то делать. И большинство людей приезжают на этом подъеме, что-то начинают, а потом гаснут и разочаровываются.
А почему так получается, как думаете?
Если посмотреть цикл человека в течение месяца, то можно заметить, что особенно успешных дней не очень-то много. У меня таких прорывных дней в месяце три-четыре. И надо очень хорошо себя понимать. Не бывает, что ты 20 рабочих дней трудишься в полную силу. Надо чувствовать, когда ты силен. Поэтому я сознательно оставляю те дела, которые требуют большого количества энергии, для состояния подъема. А если я не на подъеме, то есть повседневные вопросы, которые нужно решать, и я занимаюсь ими.
А мы часто берем высокую планку тогда, когда нет энергии. Пыжимся, время тратим, энергию, а планку не берем. И не возьмем в таком состоянии.
Как понять, что вы движетесь в правильном направлении?
В тот момент, когда вы испытываете дискомфорт, вы покидаете зону комфорта. Значит, вы развиваетесь. И я чётко себе в голову вбивал: если мне фигово — ништяк, значит, что-то происходит. Вот если я сижу и мне классно - это ловушка. А когда происходит какая-то жесть: всё, супер, я в потоке, я что-то делаю и расту над собой.
Какие цели ставите перед собой?
За следующие десять лет мне нужно выстроить компанию, которая будет заниматься аутсорсингом питания, клинингом и набором персонала. Это три направления, которые очень востребованы на всех предприятиях. Я построю компанию с годовым оборотом 150 миллиардов рублей - таков примерный объем этого рынка. У меня есть десять лет, я не вижу причин, чтобы это нельзя было реализовать.
Но главная цель — построить команду, которая будет готова к выходу на федеральный уровень. Сейчас вот у меня есть такие люди, которым скажешь: «У нас будет еще два завода на обслуживании!», а у них в глазах страх. Они не хотят, потому что у них все и так хорошо.
Почему именно такие цифры? На что вы хотите тратить деньги?
На благотворительность. Я не сторонник того, чтобы вкладывать деньги в дорогущие вещи. Я даже дом не хочу строить — те же 20 миллионов, положенные под проценты, дадут мне возможность арендовать любой дом. И это свобода, я не буду привязан ни к чему. Я даже машину с водителем арендую.
Я патриот, но не понимаю, почему у нас в стране такая система, когда при колоссальных ресурсах мы все вместе смсками собираем деньги на лечение детям. Вот это неправильно, так не должно быть.
И я хочу получать такие цифры, чтобы по итогам своей жизни помочь выздороветь хотя бы тысяче детей. Ведь это отличный результат, если после меня останется жить тысяча человек.
Три совета предпринимателям.
Всё, что мы делаем нужно переводить в цифру. Если мы оцифровали процесс, то можем его контролировать. Нет субъективности, большая это выручка или маленькая. Только цифровые показатели, строгий учет и аналитика. Это позволяет понять: ты вообще бизнесом занимаешься или трудоустройством людей? Абсолютное большинство людей, да и я до последнего времени, занимаются чем угодно, но не бизнесом. Вроде деньги есть в кассе, есть наличка, на зарплаты есть — нормально. Что-то можем себе купить — нормально. А надо считать и планировать. Возникает абсолютная осознанность, начинаешь видеть, где теряешь, откуда получаешь.
Когда люди начинают анализировать свои показатели, некоторые вообще уходят из бизнеса, потому что понимают, что он убыточный. А работали они только потому, что либо успешно кредитовались, либо невовремя платили налоги.
Многие люди даже аудит не проводят. Вопрос только в том, когда они закроются. Когда ты не контролируешь ежеминутно цифровые показатели - это называется слепое управление. И здесь помогает автоматизация, специальные программы, которые позволяют определить KPI (ключевые показатели эффективности - прим.ред.) сотрудников.
Второй момент: если вы не работаете над построением своей команды, у вас никогда не будет возможности зарабатывать 150 миллиардов. Потому что на самом деле бизнесмена делает его команда, люди, которые работают вместе с ним.
Бизнес — это система, которая должна работать вне зависимости от твоего присутствия. Эта система, которая держится на людях. Так что будешь строить команду — будешь строить бизнес. А предприниматели в Балаково не уделяют внимания обучению, не уделяют внимания мотивации работников.
Третье — очень важно оставаться спокойным и уравновешенным. Если ты не спокоен, то не ты руководишь ситуацией, а ситуация тобой.
Опишите себя одним словом.
Я — сумасшедший (смеется).
Какой факт о вас шокирует окружающих?
У нас дома нет телевизора.
Ну и напоследок, ответьте честно. Вы состоите в родстве с Вячеславом Володиным?
(смеется) Можно я не буду отвечать на этот вопрос?